Slim | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 21:00 | Сообщение # 1 |
Уровень 1
Сообщений: 1225
Репутация: 151
Статус: Оффлайн
| Очень годная заметка. Кратко и по делу. Особенно радуют пункты 2, 5 и 8. ____________________________________________
Тезисы философии трансгуманизма (ФТГ):
Футуристичность. Рациональность. Изотропная критичность. Научная нарративность. Терминологическая строгость. Процедурность. Гуманистичность. Смелость.
1. Футуристичность. Классическая европейская философия направлена в прошлое, она опирается на пирамиду классических понятий начиная от Платона и Аристотеля, и далее до философов эпохи Просвещения. ФТГ должна опираться на еще не реализованное, но оптимистически-вероятное будущее, оттуда брать и категории, и понятия. Для этого следует разработать новую и при этом простую, понятную «без словаря» терминологию, которая не несла бы на себе груз заблуждений и суеверий, накопленных за 2500 лет.
2. Рациональность. Чтобы выполнить функцию обслуживания практики трансгуманизма, ФТГ должна быть предельно рациональна. В ней следует предусмотреть фильтры, отсекающие априорные директивы и идеологемы, выдаваемые за логические рассуждения или за самоочевидные истины (классическая философия переполнена псевдо-логичным словесным мусором).
3. Изотропная критичность. ФТГ работает с совершенно новыми человеческими и пост-человеческими измерениями, поэтому она должна обеспечивать одинаково критическое отношение как к новым и необычным, так и к старым, привычным суждениям. Директивы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и «кушай свежую человечину по средам и пятницам» должны восприниматься ФТГ равно скептически, хотя первое – привычно, а второе – нет.
4. Научная нарративность. ФТГ имеет дело с достижениями НТР, поэтому она должна уметь оперировать в поле науки. Но при этом описание научных представлений должно носить повествовательный характер, по возможности с использованием повседневной, а не специальной лексики. Как делать это, избегая искажений – вот одна из задач ФТГ. ФТГ придется разработать особый арсенал методических приемов для описания науки на естественном языке.
5. Терминологическая строгость. ФТГ четко определяет свои объекты и их свойства. Рассуждая о «транс-» и «пост-» человеке, «синтетическом бессмертии», «технологической сингулярности», «сверхразуме» и «разумной материи», ФТГ должна строго определять, что под этими терминами понимается - так, чтобы беспочвенные фэнтезийные или идеологические спекуляции не стали возможны на этом субстрате.
6. Процедурность. Поскольку ФТГ имеет дело с реально возможным будущим, она всегда должна показывать не только сам новый феномен, но и в общих чертах траекторию, по которой этот феномен возникает из современного состояния науки, техники и общества. Описание феномена должно включать приблизительную процедуру его появления в реальности. ФТГ не занимается недостижимыми умозрительными идеалами, ее предмет – те состояния, которые достигаются предсказуемым образом.
7. Гуманистичность. Предмет ФТГ по большому счету – это судьба разумного существа (условно называемого человеком) в развивающемся технологическом окружении. Поэтому ФТГ должна рассматривать любые технологические и научные достижения, прежде всего с позиции человека, начиная разговор с того, что именно и как именно эти достижения изменят в его существовании, самоощущении и личных возможностях.
8. Смелость. Трансгуманизм вынужден то и дело разрушать сложившиеся представления о допустимом и должном. ФТГ не должна проявлять пиетет перед «вечными ценностями». Не следует опасаться того, что аудитория будет шокирована зрелищем сноса этих ветхих строений. ФТГ будет подвергаться жесточайшей критике за нигилистическое отношение к «классике культуры», но, как известно: нельзя сделать яичницу, не разбив яиц.
Автор Елена Голубева, май 2007 г.
Я знаю единственную стоящую "тьму" - символ отсутствия границ, бескомфортного беспределья, неустранимой угрозы любым попыткам выстраивания каких угодно хаток и муравейников, любому цеплянию за какое угодно "благо". Другие "тьмы" в лучшем случае вторичны (с)
|
|
| |
Варвар | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 21:56 | Сообщение # 2 |
Заблокированные
Сообщений: 370
Репутация: 20
Статус: Оффлайн
| Цитата Классическая европейская философия направлена в прошлое, она опирается на пирамиду классических понятий начиная от Платона и Аристотеля, и далее до философов эпохи Просвещения. ФТГ должна опираться на еще не реализованное, но оптимистически-вероятное будущее, оттуда брать и категории, и понятия. Для этого следует разработать новую и при этом простую, понятную «без словаря» терминологию, которая не несла бы на себе груз заблуждений и суеверий, накопленных за 2500 лет. Цитата Рациональность. Чтобы выполнить функцию обслуживания практики трансгуманизма, ФТГ должна быть предельно рациональна. Ну так вообще то Платон и Аристотель основатели рационализма и формальной логики.)
|
|
| |
Slim | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 22:03 | Сообщение # 3 |
Уровень 1
Сообщений: 1225
Репутация: 151
Статус: Оффлайн
| Цитата Варвар ( ) Ну так вообще то Платон и Аристотель основатели рационализма и формальной логики.)
Не Платон и Аристотель, а только Аристотель. И это касается исключительно логики. Рационализм - это не какое-то определённое направление в философии, а метод, подход к познанию Мира и самого себя.
Если уж на то пошло, то первым философом-рационалистом был Рене Декарт.
Что же до логики Аристотеля, то она уже давно потеряла свою актуальность.
Я знаю единственную стоящую "тьму" - символ отсутствия границ, бескомфортного беспределья, неустранимой угрозы любым попыткам выстраивания каких угодно хаток и муравейников, любому цеплянию за какое угодно "благо". Другие "тьмы" в лучшем случае вторичны (с)
Сообщение отредактировал Slim - Воскресенье, 29.12.2013, 22:04 |
|
| |