Звездная раса, прибывшая на Землю в незапамятные времена; возможно раньше, чем первые из Древних. Они построили легендарный город во льдах Антарктиды, подобный своему родному дому. Этот город Высот монументален и величественен, но все-таки далек от оригинала в их родном мире под светом трех Солнц. Дональд Тайсон помещает город Старцев на легендарное плато Лэнг. Однако Лавкрафт, и эта точка зрения мне ближе, поместил вотчину Старцев в Антарктиду, а плато Лэнг - в Азию. Также стоит учитывать, что город Высот - суть материальное место, в отличие от мифического Лэнга, в который можно попасть только через страну Грез.
Прежде чем перейти к описанию самих Старцев, поговорим об их пребывании на нашей планете. Известно, что эта высокоразвитая раса, прибывшая на Землю в те времена, когда она была пустынна и безжизненна, потеряла связь со своими звездными сородичами. Данный факт и ряд других привели к тому, что земная колония со временем деградировала. Также это было связано с тем, что земные Старцы утратили способность к межзвездным перелетам. Первоначально они селились в воде, как в менее враждебном месте для проживания, чем под обжигающими лучами древнего Солнца, которое в те времена было более обжигающим. Также Старцы создали многие формы жизни и населили ими океаны. Спустя многие века, когда климат на планете улучшился, они вышли из воды и продолжили экспансию уже на суше. В те времена и был построен их величайший город, упомянутый в начале повествования. Стоит заметить, что их архитектура очень массивна и грандиозна, и строительство требует немалых физических сил. А научное развитие Старцев достигло небывалых высот, в том числе и в создании новых видов, что позволило создать им небывалых помощников – Шогготов. Эти существа в конечном итоге оказались очень могущественны и стали причиной гибели великой цивилизации. Но об этом позже.
В течение долгого периода времени Старцы жили спокойно, развивались, занимались своими исследованиями и прочими делами. Затем наступил период войн – из звездных бездн прилетели приспешники Древних, исчадия самого Ктулху. Известно, что Старцы под натиском численного превосходства армий Ктулху были вынуждены отступить в моря. Даже обладая могущественными слугами в лице Шогготов, Старцы не смогли удержать власть над Землей. Возможно, здесь не обошлось без вмешательства Великого Древнего, ведь что устоит от мощи Его в пределах мироздания? Города были разрушены, война проиграна, Старцы ушли под воду.
Прошли бессчетные эоны лет. Расстановка и полюса сил изменились. Старцы возвращаются из глубин. Они строят новый южный город на месте разрушенного. Здесь они и живут долгие годы, пока не приходят холода. Антарктида покрывается льдом и становится самым холодным местом на Земле. Старцы вновь уходят в океан, бросая великий город уже навсегда. Стоит отметить, что Старцы враждовали и с другой звездной расой – Ми-го, которые также остановили их экспансию на суше. Тогда Старцы и узнали, что не могут покинуть Землю и выйти в межзвездное пространство. Пришлось им довольствоваться антарктическим регионом, отдав инициативу Ми-Го. К счастью, те не могли затронуть их водные владения. В итоге изменения климата, а затем и новые восстания поумневших Шогготов привели к краху великой цивилизации Старцев, некогда безраздельно владевшей всей планетой.
Привожу выдержку из романа «Хребты безумия» Лавкрафта:
«Длина каждого экземпляра — два с половиной метра. Само бочкообразное, пяти-складочное тело равняется немногим меньшим двух метров в длину и немногим больше одного — в ширину. Ширина указывается в центральной части, диаметр же оснований — 30см. Все особи темно-серого цвета, хорошо гнутся и необычайно прочные.
Двухметровые перепончатые «крылья» того же цвета, найденные сложенными, идут из борозд между складками. Они более светлого цвета, остов трубчатый, на концах имеются небольшие отверстия. В раскрытом состоянии — по краям зубчатые. В центре тела, на каждой из пяти вертикальных, похожих на клепки, складок — светло-серые гибкие лапы-щупальца. Обвернутые в настоящий момент вокруг тела, они способны в деятельном состоянии дотягиваться до предметов на расстоянии метра — как примитивная морская лилия с ветвящимися лучами. Отдельные щупальца у основания — восемь сантиметров в диаметре, через пятнадцать сантиметров они членятся на пять щупалец, каждое из которых еще через двадцать сантиметров разветвляется на столько же тонких, сужающихся к концу щупалец-усиков — так что на каждой «грозди» их оказывается по двадцать пять.
Венчает торс светло-серая, раздутая, как от жабр, «шея», на которой сидит желтая пятиконечная, похожая на морскую звезду «головка», поросшая жесткими разноцветными волосиками длиной в восемь сантиметров. Гибкие желтоватые трубочки длиной восемь сантиметров свисают с каждого из пяти концов массивной (около полуметра в окружности) головки. В самом центре ее — узкая щель, возможно, начальная часть дыхательных путей. На конце каждой трубочки сферическое утолщение, затянутое желтой пленкой, под которой скрывается стекловидный шарик с радужной оболочкой красного цвета — очевидно, глаз.
Из внутренних углов головки тянутся еще пять красноватых трубочек, несколько длиннее первых, они заканчиваются своего рода мешочками, которые при нажиме раскрываются, и по краям круглых отверстий, диаметром пять сантиметров, хорошо видны острые выступы белого цвета, наподобие зубов. По-видимому, это рот. Все эти трубочки, волосики и пять концов головки аккуратно сложены и прижаты к раздутой шее и торсу. Гибкость тканей при такой прочности — удивительная.
В нижней части туловища находится грубая копия головки, но с другими функциями. На светло-серой раздутой лжешее отсутствует подобие жабр, она сразу переходит в зеленоватое пятиконечное утолщение, тоже напоминающее морскую звезду. Внизу также находятся прочные мускулистые щупальца длиной около метра или больше. У самого туловища ширина их в диаметре составляет восемнадцать сантиметров, но к концу они утончаются, достигая не более шести с половиной сантиметров, и переходят в зеленоватую треугольную перепончатую «лапку» с пятью фалангами. Длина ее — двадцать сантиметров, ширина у «запястья» — пятнадцать. Эта лапа, плавник или нога, словом, то, что оставило свой след на камне от тысячи до пятидесяти—шестидесяти миллионов лет назад. Из внутренних углов пятиконечного нижнего утолщения также тянутся полуметровые красноватые трубочки, ширина которых колеблется от семи—восьми сантиметров у основания до двух—трех — на конце. Заканчиваются они отверстиями. Трубочки необычайно плотные и прочные, и при этом удивительно гибкие.
Более чем метровые щупальца с лапками, несомненно, служили для передвижения — по суше или в воде. Похоже, очень мускулистые. В настоящее время все эти отростки плотно обвиты вокруг лжешеи и низа туловища — точно так же, как и в верхней части.»
«Но особенно обескураживает невероятно сложная и высокоразвитая нервная система. Будучи в некоторых отношениях чрезвычайно примитивной и архаичной, эта тварь имела систему ганглиев и нервных волокон, свойственных высокоразвитому организму. Состоящий из пяти главных отделов мозг был удивительно развит, наличествовали и признаки органов чувств. К ним относились и жесткие волосики на головке, хотя полностью уяснить их функцию не удавалось - ничего похожего у других земных существ не имелось. Возможно, у твари было больше, чем пять чувств: с трудом можно представить себе поведение и образ жизни, исходя из известных стереотипов»
«Размножалась тварь как бессемянные растения – ближе всего к папоротникообразным: на кончиках крыльев образовались споры»
«Обладая признаками растения, она на три четверти принадлежала к животному миру»