[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Тексты Пирамид
WelzevulДата: Понедельник, 14.02.2011, 17:05 | Сообщение # 1
Удаленные





Погребальный комплекс в Саккаре представляет интерес тем, что в пирамиде царя Унаса был обнаружен самый древний текст, получивший в последствии название «Текстов Пирамид». Только пять гробниц – Унаса (V династия), Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II Неферкара (VI династия) – донесли до нас это литературное произведение. «Тексты пирамид» являются древнейшим письменным источником Древнего Египта, позволяющим провести реконструкцию событий происходивших во времена III-VI династий.
«Тексты Пирамид» представляют собой надписи на стенах пирамиды Унаса. Общий смысл их сводится к обращению умершего к богам с просьбой принять его в свою обитель.

«… Я владыка горизонта! Устрой место сему и. р….»

Традиция подобных обращений восходит, скорее всего, к додинастическому периоду. К сожалению, письменных источников той эпохи не сохранилось. Можно лишь утверждать, что иероглифическое письмо тогда уже существовало. Об этом говорят знаки на грушевидных булавах – символах царской власти – найденных Питри в Наккаде. Один из западных историков, Генри Франкфорт, в своей книге «Зарождение цивилизации на Ближнем Востоке» писал:

«… Письменность, появившаяся «на пустом месте», без всяких предшественников, в самом начале I династии, ни в коей мере не была примитивной…»

Записей в могилах того периода практически не обнаружено. Цари до V династии в этом не нуждались. Что же касается «простых смертных», то услуги писцов в Египте высоко ценились даже во времена Нового Царства. Можно предположить, что в Древнем Царстве их было совсем не много, а услуги ценились еще выше.
Простые люди, скорее всего, запоминали какие-то отрывки из священных текстов, жрецы, выполняя погребальный культ, читали гимны и заклинания. И лишь после эпохи Унаса эти речитативы и предания были выгравированы на стенах гробниц.
Сам текст (особенно первые разделы) позволяет уловить взаимосвязь с мифом об Исиде и Осирисе. Покойный представляется инкарнацией умершего и воскрешенного для новой жизни бога:

«… Великая, находящаяся посреди Нижнего дома, Нут
Говорит слова: Это мой сын и. р., мой любимец.
Поднятый на трон Геба, который успокоился за него,
Который дал ему наследство перед великой эннеадой.
Все боги в ликовании. Они говорят: Прекрасен и. р.
Его отец Геб успокоился за него…»

Многие речитативы и заклинания показывают нам стадии оживления покойного. Тут опять прослеживаются связи с поиском и восстановлением тела Осириса. В одном из толкований мифа «Об Исиде и Осирисе» мы встречаем упоминание о том, что безутешная супруга по всему Египту искала куски тела мужа, расчлененного коварным Сетом. Находя определенную часть тела, Исида основывала там храм и гробницу. Голову Осириса, по преданию, она нашла в Абидосе, и поэтому долгое время считалось, что именно там и находится могила воскресшего бога. В «Текстах Пирамид» мы встречаем похожие отрывки в отношении покойного:

«… Я даю тебе твою голову, я прикрепляю
Тебе твою голову к костям…»

Цари, подчинявшиеся жрецам, и являющиеся их ставленниками не были безгрешны. Сравнение усопших с Осирисом позволяло заручиться помощью богов Запада. Намек ясен: я умер, как Осирис, хочу быть воскрешен, как Осирис, хочу обрести вечную жизнь, как Осирис. Обращение к различным божественным персонажам иногда не совсем понятно. Упоминание меди, «отверзающую Сетха», связано с битвой Гора и Сета. Сет был оскоплен медным копьем. Оружие, вкусив плоти бога, стало предметом магическим. Покойный еще не бог, но с ним уже обращаются, как с божеством. В применении «меди» Гора все достаточно просто – она «отверзает» уста покойного, что бы Гор вложил туда Уаджат. В мифе это деяние привело к воскрешению Осириса. Но вот призывы занять место «… рядом с Сетхом…»; получить то, что «… дал… отец Шу рядом с Сетхом…»; поднять то, что «… дал… рядом с Сетхом…» – звучат странно. Позволительно предположить, что какие-то истории из цикла взаимоотношений гелиопольской эннеады утрачены и современные египтологи многого не знают. Но для составителей «Текстов Пирамид» логическая цепочка действий покойного в загробном мире прослеживалась от начала и до конца.
Осирис олицетворял собой первое вечное существо. Умерев один раз и воскреснув с помощью магии своей жены Исиды, он оставался бессмертным в этой новой жизни. Исида с помощью магических ритуалов и бога Анубиса (древнеегипетский – Инпу), который соединял и мумифицировал останки Осириса, открыла путь в Вечность. Мечтой каждого египтянина была вечная жизнь в загробном царстве. Жители долины Нила верили, что путем заклинаний, ритуалов и мумифицирования тела, распеванием определенных гимнов, жертвоприношений богам, можно гарантировать себе такую же судьбу, как у Осириса.

Добавлено (14.02.2011, 17:05)
---------------------------------------------
Кажущаяся сумбурность и неточность в «Текстах Пирамид» происходит из-за того, что их составители пользовались религиозными представлениями из разных районов Египта. В некоторых главах и даже отдельных строках можно встретить верования додинастической эпохи и наследие Древнего царства. Очевидно, что к эпохе Унаса жречество Гелиополя попыталось объединить религию Верхнего и Нижнего Египта в одном произведении. Во времена V-VI династий культ Осириса был уже распространен от Асуана до побережья Средиземного моря. Культ Гора распространялся до Эдфу, где и сейчас можно видеть один из самых грандиозных храмов Птолемеевской эпохи. Современные египтологи утверждают, что это сооружение было построено на месте более древнего храма. Кинополь (египетский Каса) – «город Собаки» – почитал Анубиса.
В изучаемый период каждый город стремился именно «своего» бога представить, как творца всей сущности. Рассмотренная в первой главе данного исследования гелиопольская эннеада являлась по своей сути попыткой жрецов систематизировать пантеон первичных богов. Но на протяжении всего Древнего царства можно увидеть инкарнации Атума в зависимости от местности, где ему поклонялись. Для современного человека египетский демиург должен выглядеть приблизительно так: Атум-Ра-Хоратхе. Мемфиский бог Птах и фиванский бог Амон в Древнем царстве еще не достигли такой популярности, как в эпоху Первого Переходного Периода и Среднего царства. Но на некоторых изображениях мы можем увидеть и совсем удивительное божество: Амон-Ра-Атум-Хоратхе или Птах-Атум-Ра-Хоратхе. Египтолог Энтони Спенсер пишет в своей книге «Смерть в Древнем Египте»:

«…Отсутствие целостной религиозной системы не смущало древних египтян, теологическая система которых вполне допускала возможность отождествления царя или бога сразу с несколькими лицами одновременно…»

Это утверждение заслуживает доверия. В «Текстах Пирамид» мы видим олицетворение покойного с умершим богом Осирисом. Но и судить душу царя будет Осирис. В путешествии на Запад умерший олицетворяет Анубиса. Но Анубис будет взвешивать его сердце на Загробном Суде.
Возникновение таких противоречий связано с тем, что египтяне считались одним из самых загадочных народов в Древнем мире. Им приписывались магические способности, высокая степень религиозности. Для греков жители долины Нила представлялись такими же странными, как и их религия. Геродот признавал древность египетских верований, утверждал, что не египтяне заимствовали богов у эллинов, а эллины у египтян. Что же касается магии в Древнем царстве, то можно составить себе представление о ней только по более позднему источнику – египетской «Книге мертвых».

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: