[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
юродство
максимДата: Понедельник, 30.11.2009, 02:53 | Сообщение # 1
Уровень 1
Сообщений: 486
Репутация: 20
Статус: Оффлайн
"Православное" юродство как антиповедение. Юродство является одной из наиболее парадоксальных и вместе с тем типичных для русской средневековой культуры (оно было известно Византии, отчасти европейской культуре, но, в сравнении с русской культурой, имело весьма незначительное распространение) формой антиповедения. При всем максимализме иных практик духовной аскезы, например, затворничества или столпничества, в них не содержалось ничего, что церковь не могла бы рекомендовать мирянину. Юродство же не только не могло быть рекомендовано православным духовенством, но и почти всегда находилось с его стороны под особым подозрением, а с XVIII века практически прекращается его канонизация и оно подпадает под запрет (с тех времен известны лишь одиночные, спорадические случаи канонизации).
Первые случаи юродства отмечены на Руси очень рано (Исаакий Печерский, дата смерти — 1090 г.), однако время широкого распространения и утверждения этого вида подвижничества приходится на XIV — первую половину ХУЛ столетий, пик подъема — XVI век. Из известных 247 имен юродивых русской церковью канонизировано 36 (в Европе за период с VII по XVI век канонизировано лишь четверо), что свидетельствует о необычайной популярности их в народной и церковной среде. Н. Федоров охарактеризовал политический режим того времени (XVI век) как «абсолютизм, смягченный юродством». А.М. Панченко следующим образом раскрывает сущность данного феномена православия: «Пассивная часть его, обращенная на себя, — это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, подкрепленное буквальным толкованием некоторых мест Нового Завета: «Аще кто хощет ко мне ита, да отвержется себе» (Мтф. XIV, 24,25). Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру», т.е. жить в миру, среди людей, обличая пороки и грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия» Именно область крайностей, экстремализм является точкой приложения активности подвижника; компромиссы, этическое примирение ему незнакомы. Его поведение держится на крайностях и парадоксе, разоблачении всего, традиционно считающегося неприкосновенным и даже священным, — это не только разрушение знаковой системы, но обращение ее в собственный антипод (Василий Блаженный швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены («углы») домов, где творятся «кощуны», разбивает чудотворный образ Божией Матери. Если для антимира смеховой культуры было характерно сознание своей неподлинности, условности в отношении к миру нормативному, что и представляло возможность для самоосмеивания, то юродивый действует «всерьез», вменяя вину самому «нормальному» миру. выступающему для него хаосом перевернутых связей и соотношений как реальность, а не искусственное игровое воспроизведение. Фигура юрода не комична, а трагична, ибо под угрозу попадает реальный смысл но не конституированный в качестве условности, объекта смеховой игры. Поэтому и «театр» юродивого разыгрывается в самой жизни, функция исполнителя роли и сама роль сливаются.Возможно ли под самим феноменом проявления юродства понимать возрождение язычества,а то и более глубоких предшествующих институтов религии и культов? Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре
(XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003


Душить кур, в нем появлялось странное половое возбуждение.
 
TiconrusДата: Понедельник, 30.11.2009, 20:29 | Сообщение # 2
Удаленные





Чем-то напомнило традицию маламати(порицаемые) у мусульман, которые сначала восставали против ложной набожности, но потом утвердились в собственное течение. У них тоже было довольно экстравагантное поведение, например они могли прилюдно помочиться на площади во время молитвы или в полдень на базаре есть лепешки во время поста (конечно не у всех оно было настолько экстравагантным. Например один шейх сам нес на себе вязанку дров, хотя имел 400 рабов). При этом маламати проявляя внешне небогоугодное поведение внутренне как раз оставались истинными мусульманами-подвижниками. А порицание напротив приветствовалось и в нем они искали некую опру, ссылаясь на то, что Пророк сам в начале был порицаем и его поначалу называли духовидцем и колдуном.

Сообщение отредактировал Ticonrus - Понедельник, 30.11.2009, 20:30
 
максимДата: Вторник, 01.12.2009, 03:09 | Сообщение # 3
Уровень 1
Сообщений: 486
Репутация: 20
Статус: Оффлайн
Мой к Вам вопрос строится на построении: Возможно ли под самим феноменом проявления юродства понимать возрождение язычества,а то и более глубоких предшествующих институтов религии и культов? Сейчас я понимаю с такими "блаженными"борется психиатрия и разные комитеты по борьбе за нравственность.Интересно,а помимо собственных наработок и сети интернет,книг и тд. как еще происходит вливание в массы?

Душить кур, в нем появлялось странное половое возбуждение.
 
VesanusДата: Вторник, 01.12.2009, 20:20 | Сообщение # 4
Уровень 1
Сообщений: 94
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Есть серия книг "Путь дурака". В них преподносится своеобразное эзотерическое учение и самое "жёсткое" из тех, что я изучал. Считается сектанством. Так вот, там практиковалось такое вот юродивое поведение, дабы освобождаться от всяких социальных обусловленностей, чувства стыда, страха и т. п.
Quote (максим)
Возможно ли под самим феноменом проявления юродства понимать возрождение язычества,а то и более глубоких предшествующих институтов религии и культов?

Я думаю, юродивые находятся вне религий, как таковых, со своими догмами и запретами. Мне кажется, это люди, которым пофиг абсолютно на всё. Включая бога, описанного в разных священных писаниях, или бога, как вселенского разума, абсолюта.
 
darkmerchantДата: Вторник, 01.12.2009, 20:57 | Сообщение # 5
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Не вижу в юродстве нечего хорошего, это безумие. Максим, спасибо, не надо нам такого возрождения язычества.

Black Sun & Abyss
 
TiconrusДата: Вторник, 01.12.2009, 21:25 | Сообщение # 6
Удаленные





Quote (darkmerchant)
это безумие

"Где Мудрость, там и Безумие, исходящие из одной Бездны...."
 
VesanusДата: Вторник, 01.12.2009, 21:40 | Сообщение # 7
Уровень 1
Сообщений: 94
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Quote (darkmerchant)
Не вижу в юродстве нечего хорошего, это безумие.

Я считаю, что юродство нельзя расценивать как что-то хорошее или что-то плохое. Но, тем не менее, встреча с юродивым может помочь на Пути, дать ответ на терзающий вопрос или позволить прикоснуться к чему-то таинственному. Да, юродство в нашем понимании - это безумие. Но здесь также соглашусь с Ticonrus'ом
Quote (Ticonrus)
Где Мудрость, там и Безумие

Связи же между юродством и возрождением язычества я не вижу никакой.
 
TiconrusДата: Вторник, 01.12.2009, 23:23 | Сообщение # 8
Удаленные





Quote (Vesanus)
Связи же между юродством и возрождением язычества

Я тоже не вижу. Собственно считаю, что юродство особый вид подвижнечества с язычеством не связанный...
 
максимДата: Вторник, 01.12.2009, 23:54 | Сообщение # 9
Уровень 1
Сообщений: 486
Репутация: 20
Статус: Оффлайн
Мне кажется что живя в среде,назовем так приземленно "психов"многие "психи"назовут приземленными именно нормальных людей.Все же упомянутое мной юродство-это не просто Бивис и Батхед,а люди более чувствительные к переходящим эманациям мира.Как говорят"не от мира сего"-только в корне не от эмо,а от слова эманация.

Душить кур, в нем появлялось странное половое возбуждение.
 
darkmerchantДата: Среда, 02.12.2009, 12:48 | Сообщение # 10
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
максим, Если понимать под юродивыми чувствительных людей, как вы описали в последнем сообщении, то это другое дело. Я воспринимаю под юродивыми немножко другой класс или статус людей-)
Вспомните индиго, которые тоже не от мира сего и для простых людей иногда выглядят отсталыми. Однако, при этом, это не мешает им феноменально превосходить людей в чем-то.


Black Sun & Abyss
 
максимДата: Вторник, 19.01.2010, 02:50 | Сообщение # 11
Уровень 1
Сообщений: 486
Репутация: 20
Статус: Оффлайн
Здравствуйте,на простом осознании европейца,это скорее образ "человека-дождя"или комиксного человека,индиго,но все значительно сложнее.Также хотел затронуть секту скопцов,прошу уважаемого darkmerchant не выделять в отдельную тему,т.к.матерьяла-мало. . Само по себе слово "секта" (образованное то ли от латинского слова secta, означающего "учение", "доктрина", то ли от слова secate, означающего "часть", "группа") обычно употребляется в смысле религиозной конфессии, выделившейся из другой господствующей в данное время и в данном месте конфессии и противостоящей ей.За основу я брал книгу Милюкова П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2. Ч.1. Церковь. Религия. Литература.Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями», молитвы — «радениями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе корабля, обладает огромной властью над прочими общинниками. Ему помогает самозваная «богородица». Основной специфический обряд скопцов (опять же заимствованный у хлыстов), называется «радением» и представляет собой ритуальную пляску, цель которой — довести участников до состояния экстаза. Радения совершаются четырьмя способами: 1) «корабликом»: радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) «стеночкой»: становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (то есть по солнцу, слева направо), прыжком; 3) «крестиком»: 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в «одиночку»: несколько человек выходят на середину и, под такт скороговорчатых «распевцев», начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса. Хлысты использовали радения для того, чтобы физической усталостью отгонять похоть (на самом же деле, как свидетельствуют данные следственных комиссий царской России , зачастую такие пляски превращались в транс-откровения). У скопцов обряд утратил прежний смысл, остался, как следование традиции, а также своеобразное средство массового воздействия на психику. Наконец, известен ряд случаев, когда оскопление дополнялось деформацией кожных покровов (резаные раны или ожоги) различных частей тела, не соотносимых с сексуальной сферой. Как правило, эти повреждения располагались на теле крестообразно и воспринимались как знаки принадлежности к «ангельскому чину»: «Повреждения на нижних конечностях, крестце и пояснице признавались кавказскими скопцами более высокою степенью оскопления, дававшей им право называться „пятикрылыми ангелами", а высшую, совершеннейшую степень оскопления, „шестикрылых ангелов", представляли изуверы, у которых вышеописанные рубцы находились на передних поверхностях обоих плеч..., а также на спине и на лопатках».Сам смысл печати или «тату»имеет возможность запирание в собств. теле духа,одержимости.Возможно есть еще смысл покапаться в церковных текстах,пропуская тему кастрации,первые две печати,а сопаставить учение с Шаб-Ниггурат.

Добавлено (04.12.2009, 06:13)
---------------------------------------------
... И это предвидел Алексис и он говорил: "Почти не найдется воинов и волхвов и род славян растворится в нашествии пришлом"-очень интересен выбор по пути,его схождение.Возможная схожесть с Аввакумовым построением письма,абосурманиванием и концом.Кроме Жития перу Аввакума принадлежат также и другие сочинения: Книга бесед, Книга толкований, челобитные царю, послания боярыне Морозовой и другим единомышленникам, разнообразные письма и записки - всего около 80 текстов.Меня интересует вопрос о силе духа русского народа.Самосожжение как протест:
Подлинные мотивы самосожжений в старообрядческих общинах сложны и глубоки. Дело, конечно, не только в духовной гордости,отказе от принятия новой веры. Ожесточенное неприятие староверов вызвал указ Петра I,–царя-«антихриста», от 5 февраля 1722 года о том, что правящий император мог по своей воле назначить себе наследника, а российские подданные обязаны были немедленно принести ему присягу.Нравственно-психологический смысл самосожжений следует искать в идее крестьянских представлений о зле, которое возобладало во всем мире и повсеместном торжестве воцарившегося антихриста, под которым понимали Петра I. А уже если вселенское зло настигает беглецов даже в далекой Сибири, выход один – бегство от земной жизни, из царства дьявола.Решиться на самосожжение помогала глубокая нравственная уверенность, что они горят лишь «здешним огнем», а изменникам-никонианам суждена куда более тяжкая доля – гореть в огне вечном.

Добавлено (19.01.2010, 02:50)
---------------------------------------------
А. А. Панченко (отрывок)
Чужой голос: кликота и пророчество
Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная
культура русских мистических сект. - М.: ОГИ, 2002, с. 324-341.
...В речевой культуре русского крестьянства особое место занимает такназываемое «кликушество». Это известное исследователям, но плохо изученное явление обыкновенно мотивируется тем, что в человека вселилось (или было посажено колдуном) некое демоническое существо. Помимо различных психосоматических эффектов (общее недомогание, непрекращающаяся зевота, судороги и конвульсивные движения,депрессия) вселившийся демон зачастую обнаруживает свое присутствие, существенным образом изменяя речевое поведение одержимого/одержимой (как правило, кликушеству в большей степени подвержены женщины, а не мужчины). Кликуша начинает кричать на голоса, подражая различным животным и птицам, произносит бранные и кощунственные слова, выкликает имя испортившего ее колдуна. Иногдаречь кликуши ограничивается нечленораздельными звуками или глоссолалией, но чаще она вполне членораздельна и связна: нередко вселившийся в кликушу демон выступает как самостоятельная языковаяличность, способная адекватно реагировать на происходящее вовне, отвечать на вопросы, комментировать высказывания своей «хозяйки»(«хозяина»).
Трудно сказать, насколько целостным в географическом отношенииявляется феномен кликушества. Исследователи фиксировали отдельные случаи, а иногда и целые «эпидемии» кликушества на Русском Севере и Северо-Западе, в центральных и поволжских областях, в Сибири...
В украинском языке слово "скаженный" означет "бешеный". В современном белорусском, если судить по некоторым газетам, оно значит "искаженный". В русском языке оно присутствует, по крайней мере, как диалектизм и обнаруживает себя в пословице "вольному воля, скаженному степь" , так что значение его неясно. Доступные мне словари русского языка такого слова не содержат. Но в любом случае происходит оно скорее от "казити", портить, чем от "казати", гворить - а жаль: последний вариант было бы проще связать с гласом оглашенного.


Душить кур, в нем появлялось странное половое возбуждение.

Сообщение отредактировал максим - Вторник, 19.01.2010, 03:06
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: