Слегка коснемся истории некоторых греческих персонажей, дабы суметь понять определенные моменты в Библии, и перейдем к основному массиву - Библейская Лилит. Ламия
Иероним сравнивал Лилит с греческой Ламией, ливийской царицей, которая была брошена Зевсом и у которой Гера погубила всех детей. Она стала мстить, отнимая детей у других женщин.
Греческие ламии, которые соблазняли спящих мужчин, пили их кровь и ели их плоть, были также известны под и под другими именами, это были существа, подвластные Гекате, греки считали их ее детьми. Барельеф эллинских времен показывает обнаженную ламию, оседлавшую спящего на спине мужчину. Это очень интересно для цивилизации, в которой женщины считались движимым имуществом и потому должны были занимать место внизу во время сношения, от чего отказывалась Лилит.
Кроме того, ламии могли сожительствовать со смертными мужчинами и обладали даром зачаровывать глаза людям, что показывает историческая сводка:
"Неики Мениппе Ликии, молодой человек 25 лет, который на пути меж Канхреями и Коринфом встретил подобное призрачное существо в облике прекрасной молодой женщины; взяв его за руку, она повела его к себе в дом в предместье Коринфа и сказала, что она родом финикиянка и что, ежели он с нею будет жить, то "услышит, как она поет и играет, и будет пить такие вина, каких в жизни не пивал, и никто им не помешает; она же верно и предано будет с ним жить и с ним умрет и обещает ему это верно и преданно". Молодой человек был философом, жил степенно и скромно и умел сдерживать свои страсти, но перед любовной страстью не устоял; он довольно долго прожил с этой женщиной к великому своему удовольствию и наконец женился на ней, и на свадьбу, среди прочих гостей, явился Аполлон, который по некоторым признакам обнаружил, что это не женщина, а ламия, и что все ее имущество, подобно описанному Гомером золоту Тантала, - ничего настоящего, одна мнимость. Когда она увидела, что ее изобличили, то заплакала и попросила Аполлона молчать, но его это не тронуло, и в тот же миг она, серебряная посуда, дом и все, что в нем было, исчезло: "Многие тысячи людей знали об это происшествии, ибо оно случилось в самом центре Греции".
Персонаж номер 2
Упоминается греческой поэтессой Сапфо. Эта девушка с острова Лесбос, умерла, не оставив после себя потомков. Она возвращалась из мертвых каждую ночь и играла с детьми. Забирая их на руки, она уносила их во тьму. Поверье в эту похитительницу детей ожило в византийский период, претерпев некоторые изменения в самой легенде: видоизменилось имя девушки, при этом она превратилась из призрака в демоницу.
Говорят, что во времена Траяна жила одна женщина, чьи шестеро детей были похищены этой демоницей. Когда несчастная забеременела седьмым, она заперлась в укрепленной башне с двенадцатью девками, и там дала жизнь своему ребенку.
В один из дней святые Синис, Син и Синодор, братья этой женщины, собрались навестить свою сестру. Она отказалась открыть дверь, боясь потерять дитя, но, не устояв перед чувствами братской любви, позволила им войти. Лишь только святые рыцари переступили порог, злая демоница, обратившись в мышь, проникла в крепость. В ту же самую ночь она уничтожила седьмого ребенка.
Далее последовала семейная сцена. Женщина была несчастна и возмущена. Братья устыдились и обратились с молитвами к богу. Он послал им ангела с приказом преследовать обидчицу по всему Ливану.
И рыцари нашли ее. Увидев же их, демоница бросилась в море. Синис настиг ее. Он стал мучить и требовать, чтобы она призналась, какого бога она почитает, какой силой она обладает. Более всего он требовал вернуть семерых детей сестры. Демоница ответила, что это невозможно, пока она не выпьет из грудей матери уничтоженных детей. Синодор привел женщину. Демоница выпила и вернула детей живыми и здоровыми.
Библейская Лилит
- Книга Исайи
- Алфавит Бен-Сира
В Библии Лилит упоминается лишь один раз, в кн. Исайи, и это упоминание довольно туманно. В этом отрывке говорится о Лилит, отдыхающей в пустыне, где, по мнению евреев, обитали также козлоподобные демоны-сеирим. Роль пустыни в культуре древних евреев была очень значительна, она считалась обиталищем разного рода нечистой силы, царством смерти и, таким образом, отождествлялась с нижним миром и сакральной нечистотой.
И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.
Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.
В Ветхом Завете немало следов древнейших политеистических верований, существовавших как до утверждения однобожия, так и довольно длительное время после него. Скорее всего, некогда злые духи были языческими божествами, по большей части заимствованными из пантеонов соседних народов. По мере борьбы с язычеством иноземные божества трансформировались в добрых или, чаще, вредоносных духов, опасных для людей; но им также нередко и приносили жертвы. Эта ранняя мифология вошла в апокрифическую литературу, Новый Завет, свитки Мертвого моря, а позднее - в Талмуд, мидраши и в мистическую традицию, включая книгу Зогар. Невозможно не заметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две разные история сотворения человека. Сначала Господь создает из праха мужчину и женщину. Затем во второй главе рассказывается совершенно другая история о создании Адама из праха, о пребывании в раю, о создании женщины из его ребра. Несоответствие это, подлинное или мнимое, будоражило воображение многих читателей Священного Писания, породив множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Текст Алфавита излагается в стиле мидрашей (комментариев к Библии) и сообщает историю рождения и раннего образования «пророка» Бен-Сира. Заключительная часть работы, где упоминается Лилит, имеет место в суде вавилонского царя Небучаднеззара, который устраивает различные испытания Бен-Сира, отвечающего двадцатью двумя историями (22 буквы еврейского алфавита) на вопросы царя. Особенно уникальным и по-своему очаровательным делает этот текст его непочтительный, а временами откровенно хамский тон, особенно это касается трактовки различных библейских персонажей и раввинских мотивов, а также его очевидные пародии на определенные пассажи Талмуда. Текст начинается, например, с описания группы мужчин, онанирующих в бане, и продолжается «серьезным» разговором об «испускании газов», мочащихся ослах и совокуплении воронов.
По этой причине некоторые ученые порицали его как «антисемитскую сатиру», в то время как другие предположили, что это был антираввинский трактат, имеющий целью унизить жанр аггада. Однако, точка зрения, высказанная Норманом Бронзником в его вступлении к изданию Алфавита, под редакцией Стерна и Мирски, кажется наиболее обоснованной. Он пишет: «Алфавит - может быть одна из самых ранних литературных пародий в еврейской литературе, своего рода академическая пародия - возможно даже развлечение непосредственно для раввинских ученых - которая включает в себя вульгарность, нелепость, и непочтительную трактовку признанных канонов». Это, прежде всего, обусловлено тем фактом, что Алфавит, как известно, был «читаем как популярное развлечение в наиболее раввинских общинах средневековья».
Пассаж, сообщающий историю Лилит, пятый из ответов Бен-Сира царю Небучаднеззару:
Вскоре маленький сын царя заболел. И сказал Небучаднеззар: «Излечи моего сына. Если не сделаешь этого, я убью тебя».
Бен-Сира немедленно сел и сделал амулет со святым именем, и он изобразил на нем ангелов, отвечающий за лечение их именами, знаками, и образами, и их крыльями, руками, и ногами.
Небучаднеззар посмотрел на амулет, - «Кто они?»
«Ангелы, кто отвечает за лечение: X, XX, и XXX.
После создание богом первого человеческого существа, Адама, он сказал: “Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя бога и улетела прочь.
Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня». Немедленно бог, послал трех ангелов за ней.
Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы пошли за ней и настигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.
Ангелы сказали: «Мы утопим тебя в море».
«Оставьте меня!» - ответила она: «Я была создана, чтобы причинять болезни младенцам. Если младенец мальчик, я властвую над ним в течение восьми дней после его рождения, и если девочка, в течение двадцати дней».
Когда ангелы услышали слова Лилит, они продолжали настаивать, чтобы она возвратилась. Но она поклялась им именем вечного бога: «Всякий раз, когда я увижу вас или ваши имена, или ваши знаки на амулете, я не буду иметь никакой власти над тем младенцем». Она также согласилась, чтобы сотня ее детей умирала каждый день. Соответственно, каждый день одна сотня демонов погибает, и по той же самой причине, мы пишем имена ангелов на амулетах для маленьких детей. Когда Лилит видит их имена, она вспоминает свою клятву, и ребенок поправляется».
По сути, этот текст является наиболее важным среди всех тех, что послужили основой для мифа о Лилит, поскольку представляет собой ту часть истории, на которую чаще всего ссылаются в поисках соответствий и считают основной сегодня: Лилит, первая жена Адама, бежит из райского сада, потому что она отказывается быть в подчинении.
Именно это делает Алфавит столь важным для изучения, хотя сам текст – это, прежде всего, контраст между непочтительным, нетрадиционным, пародийным стилем и непосредственно самой историей.
Для начала, нужно обратить внимание, что эта история рассказывается только в ответ на просьбу царя о излечении его сына. Царь хочет знать значение ангелов, которых Бен-Сира изображает на амулете. В ответ пророк объясняет существование этой традиции и затем сообщает эту историю о Лилит в качестве объяснения на тему «как Лилит приобрела власть вредить детям, то есть как она стала вором детей и душащим демоном, и почему упоминание тех трех таинственных имен изгоняет ее и спасает пациента».
В действительности, нет никакой связи между этими двумя легендами о Лилит. Анонимный автор Алфавита Бен-Сира мог снабдить текст любым количеством историй, чтобы объяснить, почему Лилит имеет власть над детьми, и почему амулеты именно с этими именами удерживают ее от нанесения вреда.
Так как история сосредотачивается на факте создания охранного амулета для ребенка царя, можно быть уверенными, что традиция амулетов должна была быть знакома и важна для раввинов, и других возможных читателей Алфавита.
Характерен непочтительный тон пассажа и явные ссылки на секс. Отказ Лилит «лежать ниже» не был чем-то, что раввины могут приветствовать. Скорее, это было отмечено, как саркастическое развлечение, что-то невообразимое и, таким образом, смехотворное. Ассоциация Лилит с Адамом и Евой, вероятно, была сделана, чтобы нарисовать более полную, узнаваемую пародию на Библию, которая будет легко признана.
История о Лилит, как первой Еве, кажется случайностью, тем, что могло бы объяснить традицию амулетов, тем, что могло также вызвать интерес и смех, пародией на Библию и Талмуд, идущей наряду с непочтительным тоном остальной части этой средневековой работы.
Но что является действительно странным, это то, что история, которая, как предполагалось, не должна была приниматься всерьез, глубоко пустила корни в современной культуре. Действительно, именно на этот отрывок ссылаются больше, чем на любой другой, в объяснении мифа о Лилит.
Так как этот отрывок стал основанием для более поздних интерпретаций образа Лилит, важно обратить внимание на основные идеи, спровоцированные им.
1. Лилит - действительно равна Адаму, поскольку она сделана из праха так же, как он;
2. Ее способность убежать основана на произнесении Невыразимого Имени;
3. Она - мать бесчисленных детей, одна сотня которых умирает каждый день. Этот заключительный пункт важен, так как образ Лилит сочетает в себе и ведьму, убивающую детей, и ту, кто бесконечно плодородна. Развитие истории также, видимо, указывает, что решение Лилит стать детоубийцей, исходит от ее гнева на бога, уничтожающего сотню ее собственных детей ежедневно.
4. Наконец, это - имена ангелов, которые препятствуют Лилит наносить вред детям.
Kira, http://io.kutha.ru/