[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Междуречье
darkmerchantДата: Четверг, 16.04.2009, 10:59 | Сообщение # 1
Уровень 1
Сообщений: 1507
Репутация: 64
Статус: Оффлайн
Две великие реки Тигр и Евфрат, на берегах которых выросла одна из древнейших культур земли, берут свое начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В верхнем течении эти реки пересекают малоазиатские горные хребты, а в нижнем — текут по глинистой равнине. Недалеко от места своего впадения в Персидский залив реки широко разливаются, образуя обширное заболоченное пространство, в древности называвшееся Горькой рекой. Подобно египетскому Нилу, воды Тигра и Евфрата несли массы плодородного ила, оставляя его во время половодья на полях. Поэтому равнинные земли Междуречья всегда считались очень плодородными. Кроме того, здесь много природного асфальта (битума) и глины, которая и стала основным строительным материалом в этом районе.

Однако жить здесь было трудно. Круглый год нужно рыть каналы, возводить дамбы и шлюзы, чтобы отвести лишнюю воду. Приходилось бороться и с очень высокой засоленностью почвы. Да еще ветры, часто дующие с Персидского залива, гнали соленую морскую воду в реки, вызывая наводнения. Не случайно миф о всемирном потопе именно здесь получил свою классическую форму.

Уже к середине IV тысячелетия до н.э. население Междуречья освоило ирригацию, возникла письменность и окончательно оформилась месопотамская цивилизация. Здесь, на безлесой равнине, в течение тысячелетий сменяли друг друга государства Шумера и Аккада, Вавилона и Ассирии. Постепенно продвигаясь вниз по течению рек, культуры наслаивались друг на друга, создавая прихотливый многослойный конгломерат. Духовно скрепляли все эти разнообразные культуры единая система письма (клинопись) и единое мировоззрение, отличающееся даже в рамках Древнего мира некоторым своеобразием.

Так, ветры, свободно гуляющие по равнине, наравне с великими реками стали основой ориентации древних жителей Междуречья. Жертвоприношения совершались “на четыре ветра”. “Вредоносные” ветры насылались на людей богами в наказание. В отличие от Древнего Египта, где доминировало солнечное божество, одним из верховных богов Междуречья стал Энлиль — Господин ветра. Четыре ветра были непременными спутниками и всесильного вавилонского бога Мардука. И даже стороны света обозначались в вавилонском языке названиями ветров.

Более того, храмы здесь ориентировались по характеру того или иного ветра. Так, юго-восточный ветер, дующий с Персидского залива и приносящий дожди, облачность, наводнения, был связан с морскими богами и богами преисподней. Потому храмы хтонических богов ориентировались на юго-восток. Северо-западный ветер считался благоприятным, так как разгонял облака и прояснял небо. Его связывали с Нинлиль — супругой Энлиля, с богом луны Сином, а позже с Ашшуром и богиней любви Иштар. С северо-востока приходил в Вавилонию “горный ветер”. И храмы главного вавилонского бога Мардука (бог весеннего, восходящего и дневного солнца) ориентировались в эту сторону. Да и весь Вавилон был ориентирован в сторону этого божества. “Бурный ветер” дул с юго-запада. Это был “ветер пустынь” — горячий, засушливый и разрушительный. Он ассоциировался со злыми демонами болезней и войны.

Довольно рано сложилась в Месопотамии и так называемая “астрологическая география”. К вавилонскому периоду она приобрела свой вполне законченный характер. Весь земной мир рассматривался как круглая земля, состоящая из четырех квадрантов, соответствующих сторонам света. Это Вавилония (Аккад) — на юге, Ассирия — на севере, Элам — на востоке и Сирия с Палестиной — на западе. Так же на четыре части было поделено время — по три месяца в году. Вавилонии, например, соответствовали 1, 5 и 9 месяцы местного календаря. На четыре части делились солнечный и лунный диски, что позволяло солнечные и лунные затмения соотносить с земными событиями. Особо яркие звезды (планеты) также были строго прикреплены к определенным земным квадрантам. Так, Юпитер назывался аккадской звездой, а Плеяды соответствовали Эламу. Подобным образом были расписаны и зодиакальные созвездия. Естественно, что все события, происходящие во времени, пространстве или на звездах, тотчас отражались в соответственных частях на земле. Все это создавало определенную атмосферу, которая во многом формировала художественную культуру Междуречья.

Уже древнейшие жилища Месопотамии — это круглые и прямоугольные хижины. Основу такой хижины составляет тесное переплетение тростника, обмазанного сверху глиной. Даже сводчатое перекрытие делали из согнутых верхушек тростника, обмазывая его все той же глиной. Встречаются и непрочные глинобитные бескаркасные постройки. Типичный жилой дом здесь выглядел практически так же, как и в Древнем Египте — ровные прямые стены, кубические объемы, плоская крыша с террасой для отдыха.

Однако такая техника плохо годилась для обширного дворцового строительства. И уже в IV - начале III тыс. до н.э. в Междуречье изобрели сырцовый кирпич. Из хорошо промятой глины руками лепили плоские широкие кирпичи. Высушивали их прямо под жарким южным солнцем. Иногда для крепости в смесь добавляли рубленую солому или мелко нарезанный тростник.

Постепенно выработалась и местная форма такого сырцового кирпича. Римхены — это тонкие, плоские, односторонне-выпуклые кирпичи. С начала III тыс. до н.э. их начинают изготавливать в деревянных формах размером 20 см Х 30 см Х 10 см. Именно такой кирпич, немного измененных размеров (31 см Х 34 см Х 10 см), позже назовут старовавилонским.

Использовался и обожженный кирпич. Но только для облицовки богатых зданий снаружи и в исключительных случаях. От влаги и обилия почвенных солей стены защищали тем, что через каждые 5-13 слоев сырцового кирпича прокладывали тростник или тростниковую циновку, промазанные битумом. А большие постройки отделяла от почвы еще и высокая глинобитная платформа.

В Междуречье уже в V тыс. до н.э. начали строить многокомнатные дома. И почти сразу появляются довольно крупные поселения. Не случайно, сегодня Междуречье считается древнейшим районом городской культуры.

Основную часть города составляли одноэтажные оштукатуренные жилые дома простолюдинов — прямоугольные в плане, без окон, с освещением через дверные проемы, с плоской крышей и внутренним двором. Дерева здесь было мало. Даже дверные косяки считались настолько ценным имуществом, что арендатор, снимая дом, приносил их с собой. У зажиточных горожан в начале II тыс. до н.э. дома были побогаче — двухэтажные и с деревянной галереей, огибавшей внутренний двор. Такого типа постройки были распространены практически на всем Древнем Востоке. Второй тип городских зданий — хеттские “бит-хилани”. Это отдельный жилой дом в несколько комнат с главным залом, растянутым в ширину. Фасад его состоит из двух башен и открытой террасы посередине, кровля которой (иногда с галереей) опирается на 2-4 круглых деревянных столба. И сегодня большинство зданий в этом районе традиционно принадлежат к одному из этих двух типов строений. Более того, именно отсюда берут начало основные композиционные формы мусульманской архитектуры.

Из этих неприхотливых сооружений и состояло большинство городов древней Месопотамии. Сам город сначала застраивался хаотично и беспорядочно. Кривые и узкие переулки и тупики, немощеные улицы были здесь естественны. Но практически во всех, даже маленьких городах археологи находят сегодня следы канализации. Город — это то, что огорожено. И потому обязательной была крепостная стена вокруг любого, даже небольшого, поселения. Да и сам город делился на части не менее высокими стенами. Их обязательно возводили вокруг религиозно-административного центра города и вокруг территории храма.

В I тыс. до н.э. в Ассирии появляются строго спланированные крупные города: Кар-Тукульти-Нинурта (XIII век до н.э.), Дур-Шаррукин (VIII век до н.э.) - резиденция Саргона II, частично Ниневия (VIII-VII века до н.э.). Здесь уже четко соблюдались определенные правила застройки. Так ширина главной улицы, так называемой Дороги процессий, должна была составлять 52 локтя (около 26 м). А раскопки в районе озера Ван вообще обнаружили город, который начали строить целиком по единому плану. Город имел точную квадратную планировку, каждая улица была шириной 5 м и только главная несколько шире — 7 м. Все дома здесь строились одновременно и имели стандартные размеры. Однако строительство этого города было почему-то приостановлено уже в самом начале.

Практически все древние авторы особенно выделяют Вавилон. Этот город, как и всякий долго живущий организм, переживал постоянные разрушения и возвышения. Особенного расцвета Вавилон достиг при Асаргаддоне и Навуходоносоре II (VII-VI века до н.э.). Город, площадью около 10 кв. км, делился по Евфрату на восточную часть — Старый город и западную часть — Новый город. Между частями города через реку перекинули большой каменный мост. Окружала город тройная оборонительная стена с высокими квадратными башнями и 8-ю воротами, носившими имена главных богов. Выстроили стену и вдоль берегов Евфрата. Вдоль всех стен, с внешней стороны, прорыли глубокие каналы. В античные времена о величине Вавилона ходили легенды. Так Аристотель приводит рассказ о поразительной величине этого города: “...уже три дня прошло, как Вавилон взят, а часть жителей города ничего еще об этом не знала”.

Основными магистралями города стали Дороги процессий. Главной считалась Аибуршабу — Дорога процессий Иштар, протянувшаяся от ворот Иштар к Эсагилу — главному храму города. Эта дорога, шириной около 7,5 м, была вымощена плитами известняка и красной брекчии (ит. breccia — порода, состоящая из сцементированных обломков различных пород). Начиналась Дорога процессий величественными Воротами Иштар. Они представляли собой две внешние и две внутренние башни, облицованные синими глазурованными кирпичами с чередующимися рельефными изображениями быков и драконов — белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами. Такие же изображения располагались по крепостной стене вдоль Северного дворца, расположенного прямо за воротами.

Центром Старого города в Вавилоне был Внутренний город — дворцовая и храмовая территория. Дворцы появляются в Междуречье с середины III тыс. до н.э. Дворец, как жилище царя, сильно отличался от простого, даже очень большого и богатого, дома.

Одной из самых характерных форм не только дворца, но и всей парадно-культовой архитектуры Междуречья стала лестница. Ее считали символической дорогой в небо и устраивали либо с многочисленными ступеньками, либо гладкую, в виде пандуса. Парадная лестница царского дворца выходила на двор для собраний. На вершине этой лестницы царь появлялся перед народом. Постепенно и сам дворец начал приобретать форму лестницы, устремленной к богам. Для этого он строился на большой глинобитной платформе и ярусами поднимался к небу.

Входы во дворец охраняли крылатые быки (или львы) с человеческими головами (шеду). Эти духи-хранители в ассирийских дворцах стояли по сторонам практически всех арочных проемов. Интересно, что, в отличие от духов-охранителей многих других древних культур, эти мощные фигуры не воспринимались неподвижными. Для успешной охраны они должны были двигаться, действовать. Поэтому часто к фигуре приделывалась пятая нога, передающая движение и в статичной позе.

Внутренним центром дворца был большой приемный зал. Его старательно украшали стенными росписями, используя сочетание белых, черных и красновато-коричневых тонов. На панелях из разноцветных поливных изразцов изображали священные предметы (плуг, птица, дерево), а сами росписи передавали батальные и охотничьи сцены. Нижнюю же часть стен зала облицовывали рельефными каменными плитами (ортостаты). Верх зала украшали резные кедровые балочные перекрытия.

Непосредственно к дворцовому хозяйству относились и знаменитые висячие сады, устроенные, по преданию, Навуходоносором II для жены-мидянки, не привыкшей к плоскому и безлесому ландшафту Вавилонии. Впрочем, существует также версия, согласно которой сады устроены великой царицей Семирамидой (Шаммурамат), построившей и сам Вавилон. Но как бы не возникли сады, слава об этом чуде быстро распространилась по всему Востоку. Однако висячими сады только казались. Для их устройства рылись специальные подвалы, перекрытые сверху несколькими рядами сводов. На сводах лежали большие каменные плиты, на которые выкладывали слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада.

Культовым центром Вавилона стал храм Мардука (Эсагила). Священный участок храма четко распланировали, выделив на нем Северный двор, Западный двор, Главный двор с храмовой башней и нижний храм Мардука — Экуа. Особый интерес здесь представляет храмовая башня Эсагилы — зиккурат Этеменанки (шумерск. Дом основания земли и неба). Это знаменитая Вавилонская башня.

Зиккурат вообще являет собой объемное воплощение принципа лестницы. Появляется он в конце III тыс. до н.э. Это сплошная ступенчатая пирамида из сырцового кирпича с небольшим храмом главного божества города на верхней террасе. На каждый следующий ярус процессия во время религиозных торжеств поднималась по многочисленным лестницам или пандусам. Иногда же весь зиккурат устраивали в виде огромной спирали, и верующие должный были на каждом ярусе обойти все строение кругом, чтобы подняться на следующий ярус.

К сожалению, до нас не дошло ни одного целого зиккурата, и мы только предположительно можем реконструировать его форму. Однако известно, что каждая из террас зиккурата окрашивалась в свой символический цвет. Чаще других в описаниях повторяются черный цвет (обмазка битумом), красный цвет (облицовка обожженным кирпичом) и белый цвет (побелка). Кроме того, вертикальные стены зиккурата орнаментировались вертикальными прямоугольными нишами.

Подробнее других древние авторы описывают вавилонский зиккурат Этеменанки. Он был разрушен царем Синаххерибом, восстановлен при его сыне Асаргаддоне и внуке Ашшурбанапале зодчим Арадаххешу; перестроен при нововавилонских царях и начал разрушаться при персидском владычестве в VI-IV веках до н.э. Даже Александр Македонский приложил руку к переустройству Вавилонской башни. По античным описаниям нижний ярус зиккурата был размером 90 Х 90 метров, высотой 33 метра и, возможно, был покрыт битумом. Второй ярус поднимался на высоту 18 метров. А третий, четвертый и пятый (может быть и шестой) ярусы были высотой по 6 метров.

Стены членились прямоугольными вертикальными выступами с каждой стороны. С юго-востока на первый ярус башни вела лестница длиной 60 метров и шириной более 9 метров. Кроме того, сразу на второй ярус поднимались две боковые лестницы, также оформленные выступами. Над пятым (или шестым) ярусом находилось святилище из обожженного кирпича высотой 15 метров, облицованное синими изразцами. Над святилищем помещалась еще вышка высотой 6 метров, увенчанная огромными бронзовыми (вероятно, золочеными) рогами. Общая высота храма составляла 90 метров. В святилище, которое считалось спальным покоем бога Мардука и его супруги, располагались золотое ложе и кресла, золотые или одетые в золотые одежды статуи. Таким образом, для жителя древней Месопотамии Ћседьмое небоЛ было зримо представлено жилищем бога на вершине зиккурата.

В Междуречье глина служила не только строительным материалом, но и материалом для письма. У писца под руками всегда была продолговатая дощечка из мягкой сырой глины, на которой он легким нажимом деревянной палочки выдавливал знаки, напоминающие клинышки. Оттого и письмо такого рода получило название клинописи. Именно это письмо стало объединяющим для всей культуры Междуречья. Не случайно многие ученые сегодня называют клинопись “латиницей Древнего Востока”. И когда клинопись забывается, то постепенно исчезает и эта древняя культура.

Глиняные дощечки с нанесенными на них знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составляли целые библиотеки, часть которых сегодня обнаружена археологами и расшифрована.

Клинопись — это идеографическое письмо. Здесь за каждым знаком стоит целое понятие. В этом отношении клинопись подобна ранним монументальным иероглифам Древнего Египта. И возникает клинопись, как и египетские иероглифы, из рисунчатого (пиктографического) письма древних шумер. Сравнение знаков, передающих одни и те же понятия, в разные эпохи развития культуры Междуречья помогает увидеть, как простой и ясный рисунок постепенно превращался в абстрактный знак.

© С.А. Ивлев


Black Sun & Abyss
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: