Therion | Дата: Четверг, 04.04.2013, 14:48 | Сообщение # 1 |
Удаленные
| "Духовный захват
Отчасти представить себе суть понятия позволяют такие выражения нашего языка, как «этот фильм его захватил», «он был захвачен его пламенной речью» и т.п. Они передают значение полной подверженности чему-то, всепоглощённости чем-то, когда ничто другое уже не в состоянии отвлечь и вывести человека из этого состояния. Психотехнический приём, используемый шейхом для демонстрации ученику силы духовной связи, носит название духовного захвата (тасарруф). Тасарруф – один из важных терминов исламского мистицизма, означающий духовный захват мистика божественным. Общие высказывания относительно этого термина встречаются достаточно рано в суфийских сочинениях, авторы которых понимали под ним охваченность божественным всего мирского, воспринимаемого мистиком через духовное сердце. В случае если сердце мистика очищено от мирских страстей, между ним и божественным устанавливается духовная связь, благодаря которой он захватывается божественным и становится его проводником. Дальнейшая логическая разработка термина относится к периоду становления и расцвета суфийских братств, когда шейх, являясь посредником между божественным и учениками и отражая в своём сердце-зеркале духовную связь, направляет её на своих учеников, осуществляя тем самым их духовный захват. Суть духовного захвата сводится к тому, что Попавшего под его воздействие заполняет изнутри, как правило, через область сердца некая сила, не контролируемая им, но контролируемая осуществляющим духовный захват. При этом у захватываемого начинается активное потоотделение и он пребывает как будто в тумане, плохо осознавая то, что говорит и делает, или не осознавая вовсе. Дальнейшее усиление захвата приводит к полному отключению от окружающего мира. Если человек стоял, то через некоторое время он падает в бессознательном состоянии. Технически духовному захвату предшествует мысленная концентрация (таваджжух) шейха на образе ученика. В законченном варианте тасарруф приводит к открытию внутреннего духовного видения, в связи с чем, наблюдая явленное из скрытого мира, ученик абстрагируется от внешнего и объективно пребывает в экстатическом состоянии (хал). Экстатическое состояние, сопровождающее духовный захват, во многом близко состоянию кем-то контролируемого наркотического опьянения. Аналогичны и последствия при неоднократном переживании духовного захвата – неодолимое желание ещё раз испытать подобное. Отсюда и трепетное отношение к шейху, дающему возможность повторно пережить это состояние. Отношение, доходящее до степени богопо-читания, всепоглощающей любви и полного ему подчинения. Истинными, бескорыстными шейхами это неодолимое желание используется в качестве стимула для того, чтобы ученик самостоятельно добивался подобного результата в ходе выполнения духовно-религиозных упражнений. Механизм, приводящий в действие духовный захват, по-видимому, весьма отличается от механизма гипноза. При применении последнего необходима словесная составляющая, типа: «Расслабьтесь, вы слышите только мой голос...», тогда как при применении первого она вовсе не обязательна. Опытным шейхам достаточно либо взять духовного партнёра за руку, ничего ему не говоря, либо пристально посмотреть ему в глаза, либо просто воссоздать в памяти его образ. Самостоятельно ученик может вызвать духовный захват на себя во время отправления определённого рода психотехнических упражнений. Основной целью последних является установление духовной связи с патроном, для чего необходимо постоянно мысленно удерживать его образ. Лица, способные к духовному захвату, подразделяются в суфизме на категории ма'зун и мухтар – произвольно осуществляющие тасарруф в любое время, в любом месте и на ком угодно; ма'мур – осуществляющие его по указанию свыше; маглуб – могущие осуществлять духовный захват только в экстатическом состоянии (хал). При применении тасарруфа могут преследоваться различные цели, начиная от первоначального привлечения учеников и устранения препятствий в восприятии духовным партнёром божественного и заканчивая демонстрацией духовной силы и духовным опустошением. Берёт верх в духовном захвате тот, у кого были или есть сильные духовные наставники и кто пользуется их духовным покровительством." (с)
http://religa.narod.ru/hismatulin/sufizm3.htm
Сообщение отредактировал Therion - Четверг, 04.04.2013, 14:48 |
|
| |