[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Тасарруф - духовный захват.
TherionДата: Четверг, 04.04.2013, 14:48 | Сообщение # 1
Удаленные





"Духовный захват

Отчасти представить себе суть понятия позволяют такие выражения нашего языка, как «этот фильм его захватил», «он был захвачен его пламенной речью» и т.п. Они передают значение полной подверженнос­ти чему-то, всепоглощённости чем-то, когда ничто другое уже не в состоянии отвлечь и вывести чело­века из этого состояния.
Психотехнический приём, используемый шейхом для демонстрации ученику силы духовной связи, но­сит название духовного захвата (тасарруф).
Тасарруф – один из важных терминов исламского мистицизма, означающий духовный захват мистика божественным. Общие высказывания относительно этого термина встречаются достаточно рано в суфий­ских сочинениях, авторы которых понимали под ним охваченность божественным всего мирского, воспри­нимаемого мистиком через духовное сердце. В случае если сердце мистика очищено от мирских страстей, между ним и божественным устанавливается духов­ная связь, благодаря которой он захватывается боже­ственным и становится его проводником. Дальнейшая логическая разработка термина относится к периоду становления и расцвета суфийских братств, когда шейх, являясь посредником между божественным и учениками и отражая в своём сердце-зеркале духов­ную связь, направляет её на своих учеников, осу­ществляя тем самым их духовный захват.
Суть духовного захвата сводится к тому, что По­павшего под его воздействие заполняет изнутри, как правило, через область сердца некая сила, не контро­лируемая им, но контролируемая осуществляющим духовный захват. При этом у захватываемого начи­нается активное потоотделение и он пребывает как будто в тумане, плохо осознавая то, что говорит и делает, или не осознавая вовсе. Дальнейшее усиление
захвата приводит к полному отключению от окружа­ющего мира. Если человек стоял, то через некоторое время он падает в бессознательном состоянии.
Технически духовному захвату предшествует мыс­ленная концентрация (таваджжух) шейха на образе ученика. В законченном варианте тасарруф приводит к открытию внутреннего духовного видения, в связи с чем, наблюдая явленное из скрытого мира, ученик абстрагируется от внешнего и объективно пребывает в экстатическом состоянии (хал).
Экстатическое состояние, сопровождающее духов­ный захват, во многом близко состоянию кем-то кон­тролируемого наркотического опьянения. Аналогичны и последствия при неоднократном переживании ду­ховного захвата – неодолимое желание ещё раз ис­пытать подобное. Отсюда и трепетное отношение к шейху, дающему возможность повторно пережить это состояние. Отношение, доходящее до степени богопо-читания, всепоглощающей любви и полного ему под­чинения. Истинными, бескорыстными шейхами это неодолимое желание используется в качестве стиму­ла для того, чтобы ученик самостоятельно добивался подобного результата в ходе выполнения духовно-ре­лигиозных упражнений.
Механизм, приводящий в действие духовный за­хват, по-видимому, весьма отличается от механизма гипноза. При применении последнего необходима сло­весная составляющая, типа: «Расслабьтесь, вы слы­шите только мой голос...», тогда как при применении первого она вовсе не обязательна. Опытным шейхам достаточно либо взять духовного партнёра за руку, ничего ему не говоря, либо пристально посмотреть ему в глаза, либо просто воссоздать в памяти его образ.
Самостоятельно ученик может вызвать духовный захват на себя во время отправления определённого рода психотехнических упражнений. Основной целью последних является установление духовной связи с
патроном, для чего необходимо постоянно мысленно удерживать его образ.
Лица, способные к духовному захвату, подразделя­ются в суфизме на категории ма'зун и мухтар – про­извольно осуществляющие тасарруф в любое время, в любом месте и на ком угодно; ма'мур – осущест­вляющие его по указанию свыше; маглуб – могущие осуществлять духовный захват только в экстатическом состоянии (хал).
При применении тасарруфа могут преследоваться различные цели, начиная от первоначального привле­чения учеников и устранения препятствий в воспри­ятии духовным партнёром божественного и заканчи­вая демонстрацией духовной силы и духовным опус­тошением. Берёт верх в духовном захвате тот, у кого были или есть сильные духовные наставники и кто пользуется их духовным покровительством." (с)

http://religa.narod.ru/hismatulin/sufizm3.htm


Сообщение отредактировал Therion - Четверг, 04.04.2013, 14:48
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: