Уважаемый Tubasy,на некоторые Ваши вопросы я могу попытаться ответить.
Несколько характерных примеров проиллюстрируют такую позицию яснее любых описаний. Все они взяты из религиозной литературы Израиля, Египта и Месопотамии и датируются I тысячелетием до н. э. (египетский текст — более раннего происхождения).Тексты Месопотамии в обозн.статье.Привожу в пример другой отрывок(т.к.тоже поподает под Старших).Отрывок из Псалтири (24: 4—7):
Укажи мне. Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
Направь меня на истину Твою и научи меня;
ибо Ты Бог спасения моего;
на Тебя надеюсь всякий день.
Вспомни щедроты Твои, Господи,
и милости Твои,
ибо они от века.
Грехов юности моей
и преступлений моих не вспоминай;
по милости Твоей вспомни меня Ты,
ради благости Твоей, Господи!
Здесь содержатся все основные элементы названного нами религиозного состояния: божественное водительство («Направь меня на истину Твою и научи меня»), боязнь божественного гнева и наказания за грехи («Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай»), вера в божественную милость («ради благости Твоей, Господи»).Все это называется понятием личная религия,и как мне дилетански кажется не имеет не кокого отношения к Древним.Для Ваших некоторых ответов есть очень занимательная статья,не притендуящая на правду в книге: Якобсена Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.Личный бог.http://ec-dejavu.ru/p/Personal_God.html на Google.Добавлено (30.01.2010, 00:58)
---------------------------------------------
У меня тоже есть вопрос по поводу построения диалога к Древним.
Вот категорическое сравнение религий:В иудаизме выделяются три уровня взаимоотношения Бога и человека. Все эти три уровня находят многократное выражение в высказываниях Торы, еврейских пророков, еврейских мудрецов более поздних эпох. Эти три уровня человек должен последовательно пройти, осознать, подняться по ним - чтобы в конце концов достичь идеала.
Первый уровень - это отношение человека к Богу как раба к Господину. На этом уровне человек осознает себя как раб Божий, подчиненный Всевышнему. Обязательность соблюдения заповедей воспринимается на этом уровне как навязанная сверху.
Вторым уровнем, на который человек должен затем подняться, является уровень отношений человека к Богу как сына к Отцу (о чём говорят множество мест в Торе, Пророках, как например: "Все вы сыновья Господу, Богу вашему"). На этом уровне человек - это сын, любимый Всевышним, Который хочет оказать ему милость и наградить его. Обязательность соблюдения заповедей на этом уровне проистекает у человека из желания соответствовать своему высокому происхождению и положению, из желания оказаться достойным своего звания.
Но и второй уровень не является идеалом, и человек (и также народ, и все человечество) должны подниматься на третий уровень, уровень взаимоотношений Мужа и жены. На этом уровне человек действительно приближается к Богу. Об этом уровне говорит написанная царем Соломоном Песнь Песней, а также многочисленные высказывания как древних еврейских пророков, так и мудрецов всех последующих поколений. Ответственность сына (второй уровень) кардинально отличается от ответственности супруга (третий уровень). Сын ответственен только за себя, но не за весь дом (мир); супруги же делят ответственность за все мироздание. Необходимость соблюдения заповедей и необходимость соответствовать моральному идеалу проистекает на этом третьем уровне не из навязанной обязанности, и даже не из осознания своего величия, а из ощущения ответственности - в чем-то равной ответственности Бога! - за все окружающее мироздание. По сравнению со вторым уровнем это стадия духовного совершеннолетия.
Иудаизм считает, что человек должен последовательно подниматься по этим трем ступеням, продолжая опираться на них. При продвижении с первого на второй уровень человек должен не утерять также и первый уровень; второй уровень должен в его душе продолжать опираться на первый. И также при продвижении к третьему уровню надо сохранить для себя ощущения первого и второго уровней. В процессе духовного продвижения прежний уровень не должен показаться человеку несущественным, устаревшим, примитивным. Наоборот, он должен стать основанием, удерживающим более высокий уровень.
Две монотеистические религии, происшедшие из иудаизма- ислам и христианство, - достигли разных ступеней на этой лестнице. Ислам сосредоточен на подчинении, на человеке как рабе Божьем. Христианство, в этом плане более продвинутое, сфокусировано на человеке как на сыне Божьем.
Как дело обстоит с Древними?
P.S.Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу... никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.