Вроде этот текст встречался на англ. Если я что-то путаю, то прошу, поправьте. Если он уже выложен в библиотеке - то удалю отсюда. Там я его не нашел, может проглядел. Творчество американского писателя Говарда Филлипса Ловкрафта (1890-1937) будоражит умы читателей вот уже не один десяток лет, давая пищу многочисленным домыслам и спекуляциям. Кем только не представляли этого литератора поклонники или противники его творчества. И адептом некоего мистического братства, и визионером, безвольно и покорно принимавшим откровения сверхчеловеческих сил, и, на худой конец, просто сумасшедшим. Однако, судя по всему, еще никто не догадался взглянуть на безусловно гениальное творчество Ловкрафта с позиций аналитической психологии. А меж тем именно юнгианский анализ, думается, мог бы многое прояснить и в личности самого писателя, и в смутной, таинственной, а порой и ужасающей символике его рассказов и новелл, которая редко кого оставляет равнодушной. Более того, вероятно именно такой подход являлся бы единственно верным ключом к его мифологии.
Ибо по сути своей творчество Ловкрафта сугубо архетипично. Цикл его рассказов и повестей – прекрасная иллюстрация того, какой тернистый путь может быть уготован отдельному человеку, решившему отправиться на поиски собственной сущности. Рассказы Ловкрафта – иллюстрация его собственного пути, иллюстрация его борьбы с архетипами, борьбы за архетипы, таящиеся в нашей душе.
Странствие Ловкрафта внутрь собственной сущности, безусловно, уникально. Как, впрочем, уникальна дорога, что ожидает каждого из нас. С другой стороны, случай Ловкрафта и его героев до боли типичен. Он сам, и в еще большей степени его герои – характерные представители современного человечества. Они продукты рационалистической, начисто лишенной сакральности культуры последних трех столетий, которая в наиболее концентрированном виде впервые явила себя именно на родине Ловкрафта на рубеже XIX – XX веков. Но эта самовлюбленная, мнящая себя венцом развития культура вмиг может сложиться как карточный домик перед лицом древних могущественных сил, что таятся в каждом из нас, под непрочным покровом сознания.
Нечто подобное и происходит в рассказах писателя. Его герои (герои ли?) – типичные для Америки того времени, а ныне, как это ни печально, и для всей нашей цивилизации, абсолютно чуждые священного с атрофированной волей и интуицией люди. Столкнувшись с проявлениями древней до- и сверхчеловеческой силы, понять которую в отличие от своих предков они не в состоянии, персонажи Ловкрафта испытывают ужас, пронизывающий насквозь все их существо. Лишь чистая случайность позволяет им избежать открытого противостояния с этими исполинскими силами, совладать с которыми они не в состоянии.
А силы эти – не что иное, как архетипы нашего коллективного бессознательного. Как известно, мы никогда не сможем до конца понять, что же они представляют собой на самом деле. Делая скидку нашему слабому сознанию, архетипы являют нам себя в виде символов. Наши древние предки хранили их и почитали, а потому жили в гармонии с самим собой, максимально используя творческих потенциал энергии бессознательного.
Иное дело современный человек. Обитающий в фальшивом, искусственном, лишенном сакральности символическом пространстве, он не может адекватно воспринять идущие от архетипов импульсы. Отсюда душевные и психические болезни, отсюда всякого рода извращения, отсюда та монструозность, которой буквально пронизана вся атмосфера рассказов Ловкрафта. Не находя адекватного выражения для архетипов, Ловкрафт и его герои смотрят на них как на чудовищ, ощущая однако с ними некую подспудную связь, ведь исходят-то они из нашей собственной сущности.
Именно здесь коренится разгадка, тех кошмаров, что мучили писателя большую часть жизни, ибо сновидения – это, по меткому выражению Юнга, via regia , королевская дорога бессознательного. Именно здесь кроется мучительно осознаваемая писателем потребность в коренном переустройстве окружающей действительности, необходимости вновь устроить ее на здоровых гармоничных началах, вернуть ей утраченную сакральность, что вылилось в граничащие с радикализмом консервативные политические воззрения Ловкрафта. Именно здесь следует искать объяснение того факта, почему в его последних рассказах, таких как «Серебряный ключ» и «Врата серебряного ключа», образы и персонажи предшествующего периода лишаются, наконец, черт монструозности и предстают перед читателем в ином, сияющем и завораживающем облике, вызывая уже не ужас, а восторг и бездонное восхищение.
Говард Филлипс Ловкрафт обрел, судя по всему, в конце своей жизни гармонию и единство с архетипами. По крайней мере, он стал к ним ближе. Нам же, живущим в новом веке, его творчество должно послужить тревожным напоминанием о том, какой мир нас окружает, и какие потрясения ожидают его и нас, если мы не сможем прислушаться к зову архетипов, зову Ктулху.
Parzival
От редакции сайта: Мы помещаем этот любопытный текст лишь для того, чтобы познакомить читателя с одной стороны с состоянием западного, в частности американского «лавкрафтоведения», с другой стороны, осветить некоторые, может быть, не очень известные в России аспекты творчества этого писателя. В то же время мы заявляем, что наше Общество весьма скептически рассматривает упомянутые в материале практики, а также воззрения автора касательно значимости для западной эзотерической традиции шаманизма, вуду и прочих примитивных культов неевропейских племен. Кроме того, наше Общество не рассматривает таких деятелей, как Кеннет Грант или Остин Осман Спэйр в качестве каких бы то ни было авторитетов.
Эзотерический Орден Дагона - это международное сообщество магов, художников и визионеров, которые исследуют оккультные мистерии, присущие произведениям писателя из Новой Англии Говарда Филлипса Лавкрафта (1890 - 1937). "Мифы Ктулху" (как их обычно называют) состоят из ряда рассказов Лавкрафта и произведений тех писателей, которые используют схожие литературные приёмы. Основной предпосылкой Мифов Ктулху является существование запредельных сущностей, известных как Великие Древние, тех, что смогут вторгнуться в наш мир через психические или физические врата "по велению звёзд". Великие Древние символизируют "Древние Знания", которые предшествуют человеческой цивилизации и, в человеческом представлении, крайне могущественны и чужды одновременно. В рассказах Мифов Ктулху утверждается существование всемирной сети (или заговора) культов, чьи последователи поклоняются Великим Древним и стремятся ускорить их возвращение на Землю.
Творческое вдохновение Лавкрафта приходило из сновидений, и из его писем (он вёл обширную переписку с разными авторами) становится ясно, что его всю жизнь мучили кошмары. В следующей выдержке из письма он описывает кошмар, связанный с Ньярлатхотепом, одним из Великих Древних:
"Так как я падал в пропасть, то издал истошный крик, после чего видение исчезло. Мне было очень больно (спазмы во лбу и звон в ушах), но, повинуясь неосознанному порыву, я бросился к свету и стал отчаянно записывать увиденное. Проснувшись, я вспомнил все события сна, но полностью утратил невыносимое чувство страха – подлинное ощущение присутствия отвратительной сущности".
Хотя Лавкрафт и написал многочисленные рассказы ужасов, его творчество стоит особняком от современной фантастики. В то время как он страстно отрицал существование оккультных явлений, его сновидения давали ему доступ к широкому разнообразию оккультных переживаний и идей, которые он не способен был принять, и поэтому считал Великих Древних злом, а практики последователей их культов "богохульством". Оккультисты, однако, признают силу образов, вынесенных из сна. Способность испытывать ясные сны, внутренне последовательные и связанные друг с другом, является первичным элементом шаманизма, и действительно в некоторых культурах потенциальные шаманы выявляются по особенностям их сновидений. Идея, многократно повторяющаяся в произведениях Лавкрафта – сновидение как психические врата для входящих в человеческое сознание "вибраций" Великих Древних. Его главные герои иногда посещают "астральные шабаши", где их инициируют в тайные культы, исполняя разрушающие рассудок обряды, и где они обретают сомнительные блага Древних Знаний. Подобные опыты довольно обычны среди магов, работающих в любой системе, и как спонтанные случаи, и как результат практики "осознанного сновидения" или экспериментирования с психоактивными веществами. Некоторые Великие Древние предстают перед теми, кто ищет Древние Знания в сновидениях (или чей поиск в "неведомом" настраивает их на получение информации от Древних), а наиболее значимый Древний – это Ктулху, крылатое, большеголовое внеземное создание, тот, кто лежит "во сне смерти" внутри склепа в городе Р'Лайх, на дне Тихого океана. Рассказ Лавкрафта "Зов Ктулху" повествует о событиях, связанных с непродолжительным появлением Р'Лайха, которое предвосхищала волна безумия, прокатившаяся по всему миру, в том виде, в котором некоторые "чувствительные" люди воспринимают в сновидениях сообщения великого Ктулху. В Мифах он - повелитель сновидений, и действует как своего рода посредник между человеческим сознанием и поистине чуждой природой Древних, таких, как Азатот или Йог-Сотот. Его город Р'Лайх недавно был идентифицирован с Нан-Мадолом, разрушенным каменным городом, состоящим из искусственных островков в тихоокеанской области Понапэ. Из Мифов следует, что Р'Лайх построен по законам сверхъестественной, не-евклидовой геометрии, с необычными углами и перспективами, которые могут поглотить неосторожного исследователя. Весь город - это ряд ходов в другие измерения, и может быть рассмотрен как некая форма Тоннелей Сета Кеннета Гранта. Сверхъестественные углы и математика интересовали также и Остина Османа Спэйра, который постигал подобные вещи во снах, но был не способен записать их на бумаге. Р'Лайх есть психические врата к более глубокому пласту сознания, где сновидения формируют взаимодействие, в соответствии с которым осуществляется двусторонний поток образов между бодрствующим рассудком и Глубинным Мышлением.
В рассказах Лавкрафта наибольшая часть Древних Знаний сохранена в собрании гримуаров, из которых Некрономикон (книга мёртвых имён), который с годами проявился в различных формах, больше всех пользуется дурной славой. Некрономикон признан архетипом "Астральных Книг", то есть основными ключами дискурса, "спрятанными" в мире сновидений, которые могут быть "извлечены" оттуда в фрагментарной форме художниками, магами и другими видящими. Некрономикон - это периодически повторяющийся оккультный опыт, широкое разнообразие письменных вариантов которого было получено с помощью ясновидения или объединения усилий различных сущностей. В рамках Э.О.Д. существует "Школа Сновидений", состоящая из множества мест, некоторые из которых выглядят, словно из историй Мифов Ктулху, где посвящённые контактируют во сне и могут получить доступ к удивительным артефактам и книгам. Например, несколько лет назад в огромном монастыре на вершине Плато Лэнга я увидел колоду карт таро, таких запутанных и пёстрых, что, хотя они и легко вспоминаются даже сейчас, но я совершенно не могу описать их. "Хранитель" карт согласился показать их, но в то же время цинично толковал карты, поскольку знал, что я буду не в состоянии вынести их из сна в реальность. Мир грёз Лавкрафта имеет свою собственную топологию, связанную как с физическим миром, так и с пространствами, доступными только для опытных и бесстрашных сновидцев. Изучая эти места, можно пообщаться с их обитателями о Древнем Знании, посетить неведомое и путешествовать сквозь время и пространство, используя форму астрального исследования, которая является, прежде всего, шаманской, то есть постоянно трансформирующейся. Образы изменения формы встречаются во всех Мифах Ктулху, например, превращение человека в "Глубоководного" ("Глубоководные" - живущая в море раса амфибий, слуги Ктулху, связанные с богом Дагоном) или превращение человека в Упыря. Магическая идея трансформаций в виде восстановления атавизма - это материализация более ранних "воплощений" человеческого сознания от глубин разума до бодрствующего рассудка. Лавкрафт указал путь для достижения определённых состояний понимания, которые связаны с нашими рептильными предками и так называемым "мозгом дракона" - первичная составляющая системы, которая является местом нашего изначального сознания.
Другой ключ к раскрытию тайн Древнего Знания - техника проецирования с помощью стеклянного или хрустального шара. Проецирующее стекло и хрусталь, настроенные для передачи определённых вибраций, неожиданно возникают в историях Мифов Ктулху, и часто это двухсторонний процесс. Тот, кто использует эти устройства, мельком видит другие измерения, но, в то же время, обитателям этих измерений становится известно о провидце, и, в конце концов, они начинают угрожать ему. Таков был единственный путь, с помощью которого Лавкрафт мог понять процесс становления восприимчивости к образам и "посланиям" глубинного разума, путь, обременённый опасностью, безумием и, в конечном счёте, гибелью.
Техники, описанные ранее, обычно практикуются в одиночестве и ориентированы интроспективно. Но в своём творчестве Лавкрафт также обширно использовал "безумные обряды", которые являются реминисценцией шаманизма, Вуду или даже Чёрной Магии. Подобные колдовские практики связаны с реальными местами силы - характерными каменными кругами, специально построенными зданиями или странными объектами. Часто они предполагают жертвоприношение животных или людей, кровосмесительное межрасовое скрещивание, "священный брак" между сущностью, известной как Йог-Сотот и женщиной-жрицей. Лавкрафт неоднократно указывает на "дегенеративную" природу последователей культа Ктулху, вероятно, подобным образом отражая своё отношение к расе и интеллектуальному знанию. Но есть и взгляд на дегенерацию культовых практик как на уменьшение влияния Великих Древних из-за распространения материализма и разрушения сельских общин. Сущность Ньярлатхотеп иногда появляется как мифический "чёрный человек" или повелитель Шабаш, внушающий идею человеческого воплощения как основу для культового поклонения, используя приземлённые практики в виде танца, истязания, секса, пения, игры на барабанах, дыхательных упражнений, кровопускания. Современные комментаторы магии Мифов Ктулху ошибочно предположили, что Ужас - это основной эмоциональный гнозис, потому что это чувство довольно часто испытывается главными героями Лавкрафта (а фактически, самим Лавкрафтом). Хотя страх и может использоваться на начальной стадии, но, тем не менее, вскоре он перестаёт быть действенным орудием гнозиса. Распространение физического колдовства привело к широкому разнообразию экспериментов, совершённых посвящёнными Э.О.Д. по всему миру, например, земляные работы на Змеином Кургане в Вуду-Гностических практиках основанной в Цинциннати Ложи Йига (Йиг - Змеиное божество в Мифах). Также были проведены ритуалы воскрешения Глубоководных в озере в Висконсине. Некоторые посвящённые ордена в настоящее время интересуются использованием мантр и "изначальной речи", а так же применением диссонантных звуковых форм в качестве акустического фона для эвокаций сущностей Мифов.
У магов запада есть тенденция стремиться "приспособить" Мифы Ктулху к упорядоченным логическим системам или аналогиям. Творческий наследник Лавкрафта, Август Дерлет, также пытался поместить Великих Древних в некоторое подобие структуры, связывая их с фундаментальными ассоциациями, специфическими местами и формами. С этим можно согласиться в том случае, когда утрачен "особый дух" Древних, принадлежащий их весьма разносторонней природе. Лавкрафт говорит о том, что люди не могут полностью постигнуть Великих Древних, и эти сущности редко описываются внятными и последовательными терминами. Скорее, намёки и аллюзии применимы к описанию Древних. Их подлинная природа такова: они - "изначальные и безмерные" - всегда скрываются за гранью рассудка, поэтому едва ли могут быть познаны.
Наиболее мощные энергии - те, которым невозможно дать название - то есть, их нельзя полностью понять или представить. Они остаются непостижимыми и неясными. Лавкрафт понимал это очень хорошо, может быть поэтому большая часть его писем была навеяна снами и, вероятно, чувство пробуждения от кошмара вселяло в него ужас, но, он был неспособен помнить подлинную причину этого.
Великие Древние черпают энергию в своей непостижимости и нематериальности. Как только они формализованы в виде символических схем и связаны с интеллектуальными метасистемами, часть изначальной силы Древних потеряна. Уильям Берроуз так пишет об этом:
"Как только вы что-то называете, то уничтожаете его силу. Если бы вы могли посмотреть Смерти в глаза, она бы утратила возможность убить вас. Когда вы попросите у неё удостоверение личности, то не обнаружите паспорта".
Место Мёртвых Дорог.
Это и есть истинная неосязаемость Древних, дающая им власть, которая также предоставляет магу большие возможности в изучении природы Древних. Известно, что наиболее "мощные" магические системы можно отыскать в самых ранних шаманских культах и пережитках прошлого. Э.О.Д заинтересован в накоплении знаний и техник, которые могут быть рассмотрены как изначальная, "тёмная" шаманская магия, для их совершенствования и развития. Они дают намёк на принесённую со звёзд ("по велению звёзд") мудрость, и на корни, которые простираются по всему миру, и на похороненные внутри нас древние знания, которые всё-таки можно извлечь осознанно или, как в случае Лавкрафта, неосознанно.
Примечание: впервые этот очерк появился в "Звёздной Мудрости", собрании работ членов Эзотерического Ордена Дагона, опубликованных издательством Pagan News Publications в 1990 году. С тех пор орден вновь практикует бессонницу, но даже теперь наши щупальца могут добраться до вас!
© Перевод : Frater V
http://www.hermetic-rus.com/synchro/fra_zebulon.htm