Предисловие автора Эта статья является компиляцией различных материалов, происхождение большинства из которых неизвестно. Все тексты носят легендарный характер и должны восприниматься скорее как информация к размышлению, чем как некая древняя истина. Автор не ставит перед собой задачи точно передать художественные особенности оригинала и просит простить некоторые стилистические недочеты, по этой же причине из статьи исключены распространенные отрывки о Ктхулху, Хастуре и так далее. Несмотря на присутствие общей информации, предполагается, что читатель знаком с темой и будет рассматривать данный текст именно как дополнение к уже существующим, более доступным вариантам.
Легенды о Древних
Это сказание о том, как Древние пришли на Землю, как они оставили Врата, за которыми ожидают, и об ужасах и чудесах, сотворенных ими на своем пути.
Иные говорят, что Древние создали род людской как рабов и пищу. Древние пришли на Землю, но не они принесли сюда жизнь. Задолго до их прихода Уббо-Сатхла уже пребывал в кипящих топях новорожденной планеты, ведь Уббо-Сатхла есть начало и конец.
Это предание старых времен, старше рода людского. И проклятие Древних давно в прошлом. Есть те, кто пытается объяснить Их природу через сравнение с земными сущностями, но пусть это не введет в заблуждение читателя: Древние не руководствовались человеческими мотивами, логика их не может быть понята нами.
Однако Древние не исчезли. Они ждут, заточенные в позабытых местах, и грезят до тех пор, пока Звезды вновь не займут верное положение. Под толщами земли спит И-голонак - и он ответит на зов тех, кто ищет зло.
О Вратах
О Древних написано, что они ждут за Вратами. И эти Врата есть во всех местах во все времена, поскольку Им чуждо понятие времени и пространства - Они существуют, не проявляясь, и Пребывающие извне способны приобретать разные Формы и Свойства, давая обличье Вратам. Но первые, что открыл я, были в Иреме, Городе Колонн, погребенном под пустыней. Где бы ни произнес человек запретные слова, он установит Врата в ожидании тех, кто придет - Дхолы, Ми-го, Глубоководные, Всадники Ночи, Шогготы и Шантаки, что стерегут Кадат в Ледяной Пустоши и Плато Ленга. Все они похожи на детей Старших Богов, но Великая Раса Иита и Древние не обрели согласия между собой и Старшими Богами - и Древние завладели Землей, однако же Великая Раса Иита еще будет править в иных временах, в будущем, не ведомом ныне живущим.
Уббо-Сатхла
Уббо-Сатхла - это исток, из которого произошли те, кто осмелились противостоять Старшим Богам, правившим с Бетельгейзе, и биться с ними и с Древними, возглавляемыми слепым Азатотом и Йог-Сототом, не подверженным законам времени и пространства - они Умр-Ат-Тавил и другие, кто ныне спит - и кому по праву принадлежит Земля вместе со вселенной, частью которой является.
Великий Ктхулху поднимется из Р-лайха, Хастур вернется с темной звезды, что рядом с Альдебараном, красным глазом быка, Нирлатхотер, Посланник Древних, вечно будет скитаться во тьме, Шаб-Ниггурат породит многотысячное потомство и будет править сатирами и нимфами, Тцаттогуа придет из Нкай…
Они ждут у врат. Время идет и близится верный час. Есть те, кто знает заклятье, наложенное Старшими, и сможет разбить его, ведь и сейчас им известно, как управлять слугами Тех, Что Извне.
Так Уббо-Сатхла - это начало и конец. До прихода Тцатоггуа, Йог-Сотота или Ктхулху со звезд, он уже пребывал здесь - масса без органов и частей тела, плодя серые, бесформенные сгустки, первые проявления земной жизни. И эта жизнь через долгое время вернется обратно к своему истоку.
Приход Древних
О том, как Древние спустились на Землю, написано в книге Эйбона. Первой появилась черная тварь - Тцаттогуа, Он пришел с мрачного Цирканоша вскоре после зарождения жизни на этой планете. Он прибыл не из звездных пространств, а из измерений между ними, из лишенной света, глубокой бездны Нкай, где томился бесчисленное время до того, как поднялся в верхний мир. Следующим был Великий Ктхулху и Его племя с далекого Ксота, а также Глубоководные и ужасные Югги, служившие им. Шаб-Ниггурат явился затем из кошмарной Яддит, и все рабы Ее, даже маленькие люди лесов.
Но не все Древние, возглавляемые Азатотом, спустились на эту землю. Тот, Кому Нет Имени, еще метается в темном мире вблизи Альдебарана, Его потомки порой проявляются здесь. Также и Ктхугха выбрал для обитания звезду Фомальгаут, Ему служат Огненные Вампиры. Апхуум Зхах, изгнанный оттуда, спит сейчас во льдах Земли. А Вультхуум, это адское созданье, брат черного Тцаттогуа, завладел умирающим Марсом.
Когда Древние спустились со звезд, они взяли с собой образы Братьев. Так служители Хастура Неизъяснимого принесли Сияющий Трапецедрон с мрачного Юггота, где тот был создан таинственным искусством еще в те дни, когда на Земле жизнь лишь зарождалась. Говорят, что Сияющий Трапецедрон - это талисман ужасного Нирлатхотепа, что Древние призвали силу Крадущегося Хаоса в час нужды, когда Старшие Боги одолевали их племя.
Кроме того, были Глубоководные - они пронесли в этот мир жуткий образ Змеебородого Битиса, сына Иига, и этому образу поклонялись туманные Валезианцы до появления на планете людей, а затем первые жители Му.
Древние предвидели тот день и час, когда Они должны будут призвать на помощь тех своих Братьев, что обитают вдали, потому и взяли их образы. Сейчас немногие из этих звездных идолов известны людям, они были созданы магами отдаленных сфер по научению Древних.
Но в некоторых старых запретных книгах говорится, что подобные талисманы скрывают внутри ужасную силу: через них, как через бреши во времени и пространстве, Пребывающие Извне могут быть пробуждены и призваны сюда, как было в годы владычества Старших Богов.
Те же, кто поклоняется Великим Древним через Их образ и подобие, должны помнить об осторожности, ибо идолы нечисты и известны случаи, когда они выпивали жизнь неразумных владельцев или пытавшихся призвать силы Извне. Не стоит тревожить их ради удовлетворения любопытства. Человеку неизвестно, как уничтожить эти образы - многие, искавшие способ, нашли лишь собственную смерть. Для защиты от них можно использовать Старший Знак, но следует опасаться, что сущность, вызванная для укрощения или уничтожения подобия Древних, нападет на вас, тогда не только тело, но и бессмертная душа ваша будет потеряна.
Древние и Стихии
Дагона считают "Вождем Глубоководных", но он не первый среди почитаемых водных существ. В действительности, это сыну Иного служили Дагон и его племя. Жрецы этого культа называли его Зот-Оммог, Обитатель Глубин, один из трех сыновей Ктхулху, что были могущественными богами древнего Му, пока этот туманный континент не был уничтожен катаклизмом в доисторические времена. Первобытные люди почитали пантеон божеств, спустившихся со звезд, когда Земля была еще молодой. Эти создания отличались жестокостью и правили с помощью страха - скорее демоны, нежели боги; их называли "Великими Древними", и они даже отдаленно не напоминали человека.
Они имеют некое соотношение со стихиями земли, воздуха, воды и огня: к примеру, Ктхулху - крылатый, с головой осьминога - принадлежал к морской стихии; его полубрат Хастур - к стихии воздуха, Ктхугха - огня и так далее. Эти существа известны как Великие Древние; иные, их служители и лидеры своих племен, составляют вторую группу Младших Древних. Так, слуги Ктхулху зовутся Глубоководными с отцом Дагоном и матерью Гидрой, а слуги Ктхугха, "Твари Пламени", во главе которых стоит Фтхаггуа, обитают в мирах Ктинга. Хастур почитаем Теми, кто Извне и предводитель их - Нгха-Ктхун. К этому же племени относят ужасного Ми-Го.
Древние были побеждены превосходящим пантеоном, названным Старшими Богами, затем изгнаны с Земли либо заточены под ее поверхностью. Если Ктхулху был погребен под Тихим океаном, то первого его сына Гхатаногха заперли в горах Му, второго Итхогтха - в провинции Му, Йхе, а Зот-Оммог лежит скованным под "Островом Святых Каменных Городов".
Ктхулху породил трех божеств от женской сущности Идхийа, что обитает вблизи "двойной зеленой звезды Ксот", задолго до появления на Земле. Поэтому сказания о Ктхулху и его сыновьях относятся к так называемому "циклу Ксота".
Что касается двух лидеров того восстания, Азатота и Уббо-Сатхла, Старшие Боги отняли у них разум; они бросили Азатота за пределы физического мира, в первозданный Хаос, из которого ему не вернуться, Уббо-Сатхла же скрыт в толщах подземья, месте Й-куа в глубинах Гипербореи.
Змеебородый Битис
Битис Змеебородый, бог забвения, сын Иига, прибыл с Великими Древними со звезд. Он может быть вызван через свой образ, принесенный Глубоководными на Землю - если живое существо прикоснется к нему. Взгляд Битиса погружает разум во мрак и жертва сама идет в его пасть. Отнимая часть жизненной силы у этих заблудших, Он становится все громаднее. Такие изображения, однажды появившиеся со звезд, хранят психическую связь с Великими Древними, и потому всякий, поклоняющийся им, может быть услышан Хозяином идола; но через эту же связь уходит и жизнь, рассудок слуг помрачается и сны их превращаются в кошмары, наполняясь видениями Запредельных Бездн.
Й-голонак
Даже служители Ктхулху не смеют говорить об Й-голонаке, и все же придет время и он вырвется из векового одиночества, чтобы снова пребывать среди людей.
Во тьме подземелий по ту сторону бездны есть путь, ведущий за каменные стены, где высится Й-голонак и безглазые твари мрака прислуживают ему. Долго он спал за этими стенами и все, кто ползал по его телу, не ведали о скрытом внутри. Но когда имя его произносится или читается, Й-голонак восстает ото сна и питается душой и телом зовущего, принимая его форму. Те, кто ищет зло, способны вернуть Й-голонака на землю - и тогда земля будет очищена от людей, Ктхулху поднимется с морского дна, Глааки разобьет стены хрустальной тюрьмы, племя Эйхорт расплодится при свете дня, Шаб-Ниггурат и Битис вырвутся из плена, Даолот свергнет иллюзорный мир и откроет путь к реальности по ту сторону, Апхуум Зхах, Зот-Оммог и Гхатанотха сметут свои печати.
Каэгха
Там, где тьма чернее черного, где ничто есть нечто и мрак чище, чем свет - там было оно. Оно было там всегда; оно думало, когда способно было думать вообще, в эти редкие периоды пробуждения разума среди бесконечных провалов беспамятства или небытия, а быть может, оно умирало и рождалось вновь каждый раз - если вообще могло умереть, чего также не знало. Затем пыталось оно размышлять о себе, зная, что у него есть имя - Каэгха, которое ни о чем не говорило, кроме того, что оно существует. К нему нельзя было прикоснуться в том неведомом никому месте, и ему касаться было нечего.
Его можно было бы назвать злым, если бы понятие зла имело какое-то значение для него, а это не так. Скорее Каэгха был вне человеческих законов о добре и зле, естественной силой, стихийным явлением вроде лесного пожара, или торнадо, или просто смерти - и подчинялся более древним законам.
Иногда в те светлые периоды, когда ему было позволено думать - или оно само позволяло это себе, прогоняя морок забвенья? - оно пыталось вспомнить нечто большее, чем имя. И приходили видения о тысячелетиях голубого льда и изрыгающих пламя вулканах, язв на лике земном, но все это казалось столь неинтересным и бессмысленным для Каэгха, что оно противилось подобному бреду и возвращалось ко сну - или к смерти. Время также не имело значения; оно проходило незаметно для Каэгха, запертого в странной, возможно самим же сотворенной тюрьме, без контакта с внешним миром. Но когда оно пробуждалось - полностью - им овладевала ненависть, если нечто за пределами добра и зла способно ненавидеть. Оно ненавидело безраздельно, ведь ни на что оно способно не было. Видя не тем, что зовется глазами, и слыша не тем, что зовется ушами, рождая мысль всем своим существом без нужды в примитивном мозге - молча оно ненавидело.
На протяжении столетий его чужеродные сны вторгались в сознанье людей, сводя их с ума. Иные же, защищенные лучше, просто чувствовали внешнее прикосновение его грез и пытались описать их либо бессознательно использовали, сочиняя жуткие рассказы. Порой, сотворив подобный рассказ, автор понимал, что мир никогда не примет запечатленной в нем чуждой реальности. И так же признавался безумным, как и те, кто действительно утратили разум от этих видений. Никто не имел достаточных знаний и возможностей, чтобы отыскать иные ключи. Ведь имя его было записано уже давно, другие имена, которыми его называли, хранятся на каменных таблицах, его облик запечатлен на стенах подземных пещер, еще не открытых. Но облик его непостоянен - так после люди писали о нем на древних свитках, на пергаментах - все они были сожжены сразу после обнаружения. И тех, кто затем осмелился напечатать его имя, также поглотил огонь со всеми их книгами. Но кое-кто выжил и даже сохранил рассудок. Одни молились ему, предлагая еще теплые, вырванные из груди жертв сердца, другие проклинали на множестве языков, но это ничуть его не трогало. Оно не могло ненавидеть их больше или меньше за их деяния. Оно просто ненавидело их всем своим существом.
Но порой Каэгха тоже грезило, грезило о других, подобных себе, и все же различных - столь же древних и столь же измученных веками безымянного террора. Он размышлял, где они могли бы быть.
Заточенные, скованные, подобно ему? Выжидая… выжидая без конца.
Ненавидя…всегда ненавидя. Эту Тьму, что ждет, и ее храм стерегут пятеро, которым дано имя Вайерн. Черный Свет, Белое Пламя, что черней ночи, Белый Мрак, что алее пламени, Крылатая Женщина и Зеленая Луна, хранящая его покой.
Нагаи, что прислуживают Каэгха - земные создания с прозрачными телами и пульсирующими сосудами, покрытыми лишь тонким слоем змееподобной кожи. У них задние лапы лягушки, а передние похожи на руки человека. Они двигаются как крабы, переползая на своем осклизлом брюхе и отталкиваясь задними лапами; на их мордах большую часть занимают глаза и огромный рот с двумя змеиными языками.
автор: Serva A.G. / Telara