DarkTempler | Дата: Понедельник, 02.03.2009, 17:59 | Сообщение # 1 |
Уровень 1
Сообщений: 334
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| Ктулху против Саурона. "Некрономикон" Говарда Филлипса Лавкрафта и Среднеземье Джона Рональда Руэла Толкина. Два мира, две судьбы - одна загадка. Мыслители, которым дано было видеть необычное в обыденном. Исследователя, в распоряжении которых оказались некие неизвестные древние свидетельства, чье содержание нашло отражение во всем их творчестве. Два непостижимых мифа. Мы читаем их книги, погружаемся в странные миры, которые благодаря кинематографу и компьютерам уже стали частью окружающей нас реальности, и подобно туристам, запрокидывающим головы, чтобы увидеть вершину пирамиды Хеопса, задаемся вопросом, на который библиотеки и архивы писателей так до сих пор и не дали ответ: "Откуда?" "Чудище не поддавалось описанию. Ни в одном языке нет слов, способных описать его несовместимость с реальным миром, силами природы и гармонией Космоса. Представьте себе, что огромная гора оторвалась от земли и двинулась, спотыкаясь на каждом шагу. Боже! Великий идол, зеленый, липкий ублюдок, родом со звезд, проснулся и заявил о себе. Звезды совершив полный круг, расположились в должном порядке. После тысячелетнего заточения в склепе великий Ктулху вновь был освобожден и жаждал власти на Земле" Г.Ф. Лавкрафт "Зов Ктулху" "Вчера ночью я рассказывал тебе о Сауроне Великом, Повелителе Тьмы. Слухи, которые ты слышал, справедливы: он действительно вновь восстал, покинув свое убежище в Лихолесье и вернулся в древней мощи в башню тьмы Мордора. Это название слышали даже вы, хоббиты. Всегда после поражения тень принимает другую форму и вновь вырастает". Дж. Р. Толкин "Властелин колец" У этих двух писателей много общего. Оба они жили и работали в одно время - первую половину двадцатого столетия. Оба стали родоначальниками целых литературных направлений - Толкин жанра "фэнтези", а Лавкрафт "литературы сверхъестественного ужаса". Масштабная экранизация трилогии Толкина "Властелин колец" недавно вышла на экраны и имела большой успех. Лавкрафту повезло меньше - фильмы "Дагон", "Затаившийся ужас" и "Извне", снятые непосредственно по мотивам его произведений не стали столь популярными, но тематика его творчества послужила благодатной почвой для множества тем и сюжетов. По словам одного из американских литературных критиков "Бесчисленные рассказы и повести Лавкрафта сформировали настоящий источник для современного американского литературного искусства и кино. Преследуемый мучительными идеями, он не был в состоянии охватить их полностью. Он дал читателям новые вариации некоторых очень древних верований и философских традиций западной культуры". О чем же рассказывается в их книгах? Детская сказочная повесть "Хоббит", тысячестраничный мифический эпос "Властелин колец" и изданный посмертно "Сильмариллион" повествуют об истории некоего вымышленного мира - Среднеземья, который кроме людей населяют и иные разумные расы - эльфы, гномы, орки и хоббиты. В этом мире есть злые и добрые маги, драконы и разумные деревья. Мир Толкина продуман до мелочей, многолик и рельефен. Он живет своей собственной жизнью и настолько увлекает читателя, что многие просто не желают покидать Среднеземье. Не зря же популярный сегодня жанр фэнтези представляет собой вариации на тему его произведений. Рассказы и повести Лавкрафта также представляют собой цельный мир, мифология которого основана на выдуманной автором магической книге "Некрономикон". Истории Лавкрафта посвящены в основном описанию того, как люди, живущие в провинциальном городке Новой Англии, сталкиваются с некими сверхъестественными существами, которые жили на Земле задолго до появления человеческой цивилизации. Ведь согласно "Некрономикону", Земля когда-то управлялась Старейшими, сущностями из других миров или других измерений: "Не следует думать, будто человек - первый и последний хозяин на Земле, или обычное представление о жизни является таким и никаким другим. Старейшие были, есть и будут. В неведомых нам пространствах они сами по себе. Они пребывают в первозданности, в тишине и недосягаемости, невидимые нам". Оксфордский профессор и неудачник из Провиденса. Толкин и Лавкрафт - почти ровесники. Первый родился 3 января 1892 года в столице Оранжевой республики, городе Блумфонтейне, второй - 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. Оба они рано лишились отцов. Отец Толкина, банковский служащий, умер в Южной Африке в 1896 году, "вскоре после того, как у него пошла горлом кровь". Отец Лавкрафта, коммивояжер, помешался во время одной из поездок. Произошло это весной 1893 года, когда Говарду еще не исполнилось и трех лет. Больше он отца так и не увидел: Уинфилд Лавкрафт скончался в лечебнице. Овдовев, мать Толкина столкнулась с настоящей бедностью, ее доходов едва хватало на жизнь. Тем не менее, она постаралась дать своим сыновьям наилучшее образование. Мейбл Толкин сама занималась с ними языками и правописанием, благодаря ее усилиям Джону удалось поступить в престижную школу в Бирмингеме. Детство Лавкрафта оказалось счастливее. После смерти отца мальчика растила мать. Жили они в доме у деда, видного местного промышленника. В доме имелась самая большая библиотека в городе, и Говард рано начал читать и писать сам. Кроме того, он увлекся химией, астрономией и историей. В 1904 году Мейбл Толкин умерла, препоручив детей своему духовнику. Ее выбор оказался удачным, отец Френсис Морган оказался заботливым и надежным, хотя и строгим опекуном. Благодаря его поддержке Толкину в декабре 1910 года удается стать оксфордским стипендиатом. В этом же 1904 году скончался дед Лавкрафта. Поверенный, который взялся после его смерти за управление делами семьи, оказался настолько плох, что от большого наследства вскоре остались жалкие крохи. Семья вынуждена была продать отличный особняк в центре города и перебраться в съемную квартиру. Для Говарда это означало не только разрыв с местом рождения, к которому он был эмоционально привязан, но также полное прекращение частных домашних уроков и вынужденный переход в другую школу. Юноша был подавлен чередой свалившихся на семью несчастий и, как он позже вспоминал, даже подумывал о самоубийстве. Тем временем Толкин понемногу становится на ноги, начинает делать научную карьеру и обустраивать личную жизнь. Вопрос, чем заниматься, перед ним не стоял - конечно, филологией. Свое обучение Толкин начал на классическом факультете, но затем перешел на английский факультет, чтобы окончательно посвятить себя лингвистике. Еще 1908 году он познакомился с Эдит Братт, дружба с которой постепенно переросла в глубокое и сильное чувство. Брак оказался счастливым: "У них все было, как в самой настоящей сказке: они жили долго и счастливо, воспитали четверых детей и оба умерли в глубокой старости". В то самое время, как жизнь молодого Толкина постепенно налаживается, в 1908 году у Говарда случается нервный срыв, что вынуждает его покинуть школу, которую он так и не окончил. Попытка поступить в университет также заканчивается неудачей. С 1908 по 1913 год Лавкрафт почти не выходит из дома, занимаясь астрономией и поэзией. Из апатии Лавкрафта вывел рассказ некоего Фреда Джексона, который был, по его мнению, настолько плох, что вынудил затворника написать язвительное письмо в редакцию. После того, как выпад Лавкрафта появился в разделе читательских отзывов, на страницах журнала началась настоящая буря. Поклонники обрушили на "критикана" бурю негодования. Лавкрафт ответил целой серией виртуозных поэтических памфлетов. Эта дискуссия привлекла к нему внимание активистов одного из любительских писательских сообществ. Каждый из членов этой ассоциации выпускал собственное самодельное издание, и рассылал его другим участникам. Лавкрафт таким образом вдруг оказался в среде единомышленников, воспрял духом и с 1915 года начал издавать свой собственный журнал "Консерватор", который, выходил до 1923 года (всего было выпущено 13 номеров). Тем временем началась Первая мировая война. Боевые действия почти не коснулись Нового света, и Лавкрафт все эти годы спокойно занимался творчеством и кабинетными исследованиями, а Толкину пришлось повоевать. В 1916 году он провел около четырех месяцев во Франции и участвовал в битве на Сомме, прозванной позднее мясорубкой. Там он заразился сыпным тифом и два следующих года провел в госпиталях. После окончательного выздоровления он возвратился в Оксфорд, и полностью посвятил себя преподаванию литературы. Уже в 1925 году, в возрасте всего тридцати семи лет он стал профессором. Лавкрафт в отличие от него не получил университетского образования, но много читал, и обладал исключительной фотографической памятью. Он знал в совершенстве несколько языков, в том числе и латынь. В знании истории ему также не было равных. Довольно часто он развлекался тем, что составлял списки ошибок и неточностей, встречавшихся в голливудских исторических картинах. В 1919 году его мать окончательно сошла с ума. Как и ее муж, она до самой смерти так и не смогла покинуть стены лечебницы. Лавкрафт сильно переживал смерть матери, но уже через несколько недель встретил женщину, которая стала его женой. Это была Соня Хафт Грин, еврейка российского происхождения, семью годами его старше. После свадьбы, которая состоялась 3 марта 1924 года, Лавкрафт переехал к жене в Бруклин. Дела в их семье шли в это время неплохо - он зарабатывал как профессиональный писатель, публикуя свои ранние работы, затем получил место редактора, а Соня содержала шляпный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке. Но позднее магазин разорился, а Лавкрафт лишился работы редактора. Первого января 1925 года Соня уехала в Кливленд, чтобы начать там новое дело, а Лавкрафт переселился в однокомнатную квартиру в Бруклине. И хотя в Нью-Йорке у него было много знакомых и он не чувствовал там себя совсем чужим и покинутым, все же в начале 1926 года он возвращается в родной Провиденс, по которому скучает все это время. Именно тогда его брак дает трещину и распадается окончательно. После возвращения в Провиденс, Лавкрафт много путешествует по округе и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых "Зов Ктулху", "Хребты безумия ", "За гранью времен". Наряду с этим он ведет обширную переписку со своими друзьями и со многими молодыми авторами, которые своей карьерой обязаны во многом именно ему. Всего он написал невероятное количество писем - свыше ста тысяч! Из под его пера выходит множество статей по политике и экономике, а также по всем тем предметам, которые его продолжали интересовать - от философии и литературы до истории и архитектуры. В это же самое время Толкин ведет в Оксфорде размеренную и ничем не примечательную жизнь типичного британского профессора. Его филологические исследования, увлечение конструированием несуществующих языков и общение в кругу единомышленников приводят к тому, что еще в военном госпитале он задумывает, а затем начинает "Книгу утраченных сказаний" -- своеобразную попытку воссоздания недошедших до нас эпических сказаний дохристианской Англии. Так было положено начало "Сильмариллиону", произведению, которое Толкин не закончил, но которое оказалось основой для всего дальнейшего творчества писателя. А жизнь Лавкрафта уже подходит к концу. После смерти тетки в 1932 году, в доме которой он живет, он не имея средств переезжает в меблированную комнату и влачит одинокое и полунищее существование. После самоубийства писателя Роберта Говарда, одного из самых близких его друзей по переписке, Лавкрафт впадает в депрессию. В это же время у него обнаруживается и прогрессирует рак кишечника, который в конце-концов и станет причиной его смерти. Толкин же продолжает свою литературную деятельность. Однажды, в канун 1930 года, он взял чистый лист бумаги и написал на нем фразу: "В норе под горой жил-был хоббит". Из этой фразы и родилась сказка "Хоббит". В 1936 году Толкин завершил работу над текстом и иллюстрациями повести. Книга разошлась мгновенно, немедленно была переиздана в Америке и признана газетой "Геральд Трибюн" лучшей детской книгой сезона. Болезнь Лавкрафта тем временем прогрессирует, и его помещают в больницу. Он умирает 15 марта 1937 года в возрасте сорока семи лет. Похоронен Лавкрафт на фамильном участке кладбища Свон Поинт. На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись - "I AM PROVIDENCE"(Я и есть Провиденс, я и есть Провидение...) Лавкрафт -- классический пример посмертной славы: при жизни он публиковался лишь в любительских журнальчиках и дешевых еженедельниках и очень страдал от неуспешности своей литературной карьеры, искренне считая себя бездарным неудачником. Только через тридцать-сорок лет после его смерти положение изменилось. Сегодня Говард Филипс Лавкрафт заслуженно считается одним их крупнейших писателей двадцатого столетия. Толкин между тем приобретает все большую известность как писатель. После выхода в свет "Хоббита" издатели предложили подумать о продолжении, и к 1955 году он заканчивает эпопею "Властелин колец". После первого выхода книги в свет она сразу была издана во всех англоязычных странах. Первое русское издание появилось в 1982 году. В 1965 году Толкин вышел на пенсию. Невзгоды первых десятилетий жизни внешне мало сказались на его характере, он был общительным и жизнелюбивым человеком, умевшим буквально заражать своей увлеченностью. Лишь посмертно опубликованные письма и дневниковые записи представляют нам образ "другого Толкина", глубоко страдающего, подверженного приступам пессимизма и беспричинной грусти. Второго сентября 1973 года он умер в возрасте 81 года. Толкин и его жена, похоронены вместе на католическом секторе кладбища в северных предместьях Оксфорда. На надгробном камне написано: "Edith Mary Tolkien, Luthien, 1889-1971, John Ronald Reuel Tolkien, Beren, 1892-1973" Он ушел из жизни в зените славы и мировой известности -- общий тираж его книг по самым приблизительным подсчетам составляет десятки миллионов экземпляров. Его произведения пользуются неизменным успехом все новых и новых поколений читателей. Их творчество словно Египетские пирамиды - нечто необъяснимое, к которому каждый может прикоснуться руками. О тайнах египетских пирамид много говорить не стоит - до сих пор многочисленные исследователи не смогли предложить ни единой обоснованной теории о том, каким образом они были построены. Ведь для возведения этих колоссальных сооружений недостаточно и современной строительной техники... Подобно пирамидам, главная загадка творчества Толкина постоянно находится у нас перед глазами. Никто до сих пор и не дал убедительного объяснения, почему ревностный католик (а профессор был искренне верующим человеком и строго соблюдал все религиозные правила) сотворил на страницах своих книг мифический мир, который не имеет никакой связи с христианством? Почему для заглавия своей трилогии он избрал прозвище того, кто олицетворяет в ней зло и темные силы? Мать писателя Мейбл Толкин еще в 1900 году, после смерти отца приняла католичество, и воспитала в соответствующем духе своих детей. После ее смерти будущего писателя воспитывал католический священник. Верность этой религии Толкин сохранил в течение всей своей жизни. Однако в сознании писателя явно существовал некий раскол между его личной верой и его творчеством. Будучи христианином, он создал историю языческого мира. Считается, что две главные книги писателя - это попытка обобщить индоевропейскую мифологическую традицию и воссоздать на этой основе "Книги утраченных сказаний" (так в своей первой редакции назывался "Сильмариллион"), вернуться к прамифу, первичному мифу Земли. Но эта теория объясняет далеко не все. Эльфы, гномы, живые деревья, которые олицетворяют "светлые силы", действительно пришли в мир Среднеземья из кельтской мифологии. Но с силами зла все гораздо сложнее. "Казалось, жизнь вечная дарована была владельцам колец - однако жизнь стала для них невыносимой... Навсегда утратили они видимый облик... и вступили в мир теней. Призраками Кольца Назгул стали они, самыми ужасными из Вражьих Слуг; тьма следовала за ними по пятам, а в голосах звучала смерть". Зло в Среднеземье представлено орками, назгулами и их повелителем - Темным Владыкой, Сауроном, который подчиняет всех их себе с помощью волшебных колец. Саурон ничем не напоминает дьявола христиан. Он нечто, пришедшее в мир Среднеземья извне. Прообраза Темного Властелина в индоевропейской мифологии найти не удалось, но Профессор все же оставил подсказку, которая и стала ключом к разгадке. Саурон - бесплотный дух. Он общается с окружающим миром через свои Кольца Власти и через некие посреднические предметы - Палантиры, которые представляют собой огромные шары-глаза. И герои романа могут увидеть Саурона только через эти Палантиры. Образ Ока, как вместилища всей силы Бога имеется лишь в египетской мифологии. В египетской мифологии утрата Ока - бедствие космического масштаба. Закон и порядок не могут быть восстановлены, пока юный Гор, сын Осириса, не завладеет Оком. Так же и в двух вариантах мифа об утере Ока Ра говорится о том, что когда Око покидает бога Солнца, то это приводит к смерти множества людей, иссяканию жизненных сил Земли и другим бедствиям. Именно к таким последствиям приводит мир Среднеземья уничтожение Кольца Всевластия. Толкин унес все свои тайны в могилу, и мы вряд ли когда-нибудь точно узнаем, чем он руководствовался, когда вместо библейской картины мироздания использовал мифы Древнего Египта. В отличие от Толкина, Лавкрафт прямо указал источник своего творчества: "Все мои истории, какими бессвязными бы они ни казались, основываются на исходной предпосылке или легенде, согласно которой этот мир был населен иной расой, которая, упражняясь в черной магии, потеряла почву и была вытолкнута из этого мира, но все еще живет и готова в любой миг оккупировать землю" - так об этом пишет сам автор. В основе этого утверждения лежат мифы и легенды, которые он якобы почерпнул из "запретной" книги, называемой "Некрономикон". Принято считать, что "Некрономикон" он использовал как литературный прием для написания своих "ужасных" рассказов, но очень многие уверены, что эта книга реально существует. Если верить Лавкрафту, она написана Абдулллой Аль-Хазредом, "Безумным поэтом", который жил в седьмом веке на территории современного Йемена. Аль-Хазред посетил руины Вавилона и тайные подземелья Мемфиса и десять лет скитался по Большой Аравийской пустыне. Последние годы жизни он провел в Дамаске, где и написал книгу, которая изначально называлась "Аль-Азиф". В книге он утверждал, что нашел в пустыне сказочный Ирам или Град Многоколонный, и обнаружил в его руинах отвратительную летопись с тайнами расы, более древней, чем человечество. Книга была запрещена и сразу же стала достоянием магов и оккультистов. "Аль-Азиф" был переведен на греческий под названием "Некрономикон", а затем, в средние века и на латынь. В шестнадцатом столетии латинский текст попал в руки известному английскому оккультисту доктору Джону Ди, который и сделал единственный известный перевод "Некрономикона" на английский язык. Один из главных персонажей "Некрономикона" - Ктулху, драконоподобный бог с лицом, представляющим собой массу щупалец. Ктулху ни жив, ни мертв, он спит в пропасти на дне Тихого Океана. Центр поклонения Ктулху "лежит среди пустынь бездорожных Аравии, где Многоколонный Ирам спит укрытый от взоров и ко всему безразличный". Некий тайный культ с помощью описанных в "Некрономиконе" заклинаний стремится поднять Ктулху на поверхность для того, чтобы он стал привратником в день, когда вернутся главные боги - Старейшие. Когда Ктулху восстанет, люди вернутся к первобытному состоянию и освободятся от добра и зла. Откуда же появился этот миф? Несмотря на отсутствие классического образования, Лавкрафт был необычайно эрудированным и образованным человеком. Еще в молодости он полюбил арабскую мифологию. Кроме того, он состоял в переписке с некими людьми, которые считались одними из лучших специалистов по арабской мифологии на Западе. Многие исследователи его творчества высказывают предположение, что Лавкрафт все же имел нечто, очень походившее на "запретную книгу" если не по названию, то по содержанию. Как уже говорилось, в поисках оккультных тайн автор "Некрономикона" путешествует в Египет. Это утверждение имеет хронологическое соответствие. Между четвертым и десятым столетиями изучавшие магию арабские мудрецы рассматривали Египет как главный источник своих знаний. Именно в это время в магические арабские и иранские письмена вошло много искаженных египетских слов и фраз. А имена представителей Иной Расы в "Некрономиконе", несмотря на их якобы арабское происхождение имеют не только египетское звучание, но созданы из египетских слов и по правилам египетской грамматики. Могло ли это быть простым совпадением? Итак, истоки мифотворчества двух авторов несомненно проистекают из мистерий Древнего Египта. Как же могли Толкин и Лавкрафт получить доступ к неизвестным египетским источникам? На этот вопрос пожалуй, можно некоторым образом ответить. Как раз с конца девятнадцатого века английские исследователи в Египте начали масштабные раскопки и изыскания. В Европу и Америку массой хлынули находки, добытые учеными и расхитителями могил. Но ценность многих предметов в начале двадцатого века была еще не определена, и многие из них совершали невероятные путешествия, всплывая порой в самых неожиданных местах. Так, хорошо известен случай, когда похищенная мумия одного из Великих фараонов через много лет была обнаружена в провинциальном музее американского городка, точно такого же, как и Провиденс, где Лавкрафт провел почти всю свою жизнь. Оксфорд - интеллектуальный центр британской империи также не мог оставаться в стороне от артефактов древней цивилизации и Толкин вполне мог получить доступ к материалам и результатам исследований своих коллег-египтологов. Так что Лавкрафт и Толкин вполне могли иметь в своем распоряжении некие "секретные материалы" египетского происхождения, из которых и почерпнули информацию. Иной вопрос - что же представляли собой источники, которые им обоим пришлось настолько тщательно скрывать? -------------------------------------------------------------------------------- © Copyright Трубников Александр (monfore@yandex.ru) Взято с http://zhurnal.lib.ru/t/trubnikow_a/kthulhu_01.shtml
Кто видел эту вселенную, кто постиг пламенные помыслы вселенной, не станет думать о человеке, о жалких его радостях и горестях, даже если он и есть тот самый человек. Вернее сказать - был им, но теперь это ему безразлично. Ему безразличен тот, другой, безразлично, к какому племени тот принадлежит - ведь он сам стал теперь никем. - La Escritura del Dios
|
|
| |