взято с http://8501.diary.ru/?tag=8147Девять ступеней бурятского посвящения в шаманы
Totus Ardeo
1. Манжилайтай боо* («новоиспеченный шаман») - первый уровень посвящения, к которому принадлежат деревянный посох (изготавливаемый обычно из березы), пихтовая кора для очищения и кремень с огнивом для разведения обрядового огня. Данная ступень длится три года, знаменуя собой начало шаманского поприща. * Другое название - Ябаган боо («бродячий, пеший шаман») - статус начинающего познавать шаманскую науку, обычно был помощником более известного шамана, мог призывать незначительных духов, его еще называли Хуурай боо - "сухой шаман". Мог только капать им молоком или чаем, ублажая их, чтобы они не препятствовали в чем-либо.
-------------------------
2. Нойтолхон боо* («обмоченный шаман») – шаман второй ступени совершает омовение в водах девяти различных ключей, лучше с родины предков. Принадлежность шамана второй ступени: посох из сучковатой ветки. Такой шаман может совершать приношение бараном для своего рода. Длительность ступени – три года.
* Иначе Духалгын боо, имеющий право капать и совершать возлияния духу огня, местным духам, духам предков с незначительными просьбами. Вдобавок к молоку и чаю капали этим духам еще таасуном, топленым маслом.
-------------------------
3. Жодоото боо * («пихты шаман»), или Ёдоотой боо – шаман третьей ступени может свободно общаться с любыми духами предков своего рода, а также связываться и общаться с духами-хозяевами мест, откуда он заимствовал свою силу, включая окрестности тех мест. Шаман такого уровня может совершать свадебные обряды. Его принадлежности: трубка (бурят. гаахан) с кисетом (бурят. алшуур или аршуул) и шаманский кнут (бурят. ташуур). Продолжительность ступени составляет один год.
* Иначе Хаялтын боо, имеющий право обращаться к более высоким духам и брызгать вверх, то есть мог призывать не только духов рода, но и отдельных ханов, эзэнов. При его посвящении делали обряд жертвоприношения «Зухэли» козлом определенной масти Манжилай заяану, обитающему между небом и землей. Поэтому такого шамана еще называли в народе Манжилайтан боо, и он имел право делать кровавые жертвоприношения белым бараном этим духам.
-------------------------
4. Шэрээтэ боо («шаман с божницей») – четвертая ступень связана с укреплением сил, которые удалось обрести на предыдущем этапе. Шаман укрепляет свою связь с духами предыдущей ступени и теперь в состоянии свободно общаться с ханами и заяанами, ведающими судьбой его народа, а также родины его предков и отчизны удхи. Принадлежности шамана: колокольчики или тарелки (иначе тингша; монг. цанг), зэлэ (веревка, скрученная из животной шерсти для привода или поимки духов) и шэрээ, небольшой шкаф для хранения шаманской утвари, которую можно использовать в качестве божницы. Данная ступень посвящения длится три года.
-------------------------
5. Хэсэтэ боо* («шаман с бубном») – шаман данной ступени посвящения доводит до совершенства умение соединяться с духами онгонов. В ознаменование этого он получает три бубна – один из воловьей шкуры, другой из оленьей, третий – из козьей, а также колотушку. Данная ступень занимает один год.
* Его еще называли Таримтай боо за способность лизать раскаленное железо. Делает жертвоприношения бараном, козлом любой масти всем ханам, заяанам, эзэнам. Он мог призывать на помощь отдельных тэнгриев – небожителей-богов, свою небесную жену. Его душа могла проникать лишь до трех небесных уровней-сфер.
-------------------------
6. Хорибото боо, или Хорьботой боо («шаман с посохом/у которого конские копыта») – шестая ступень, подобно четвертой, связана с совершенствованием умения распоряжаться навыками, обретенными на предыдущей ступени. Шаман более не нуждается в музыкальных инструментах для вызова у себя состояния онгод ороод. Принадлежности: металлический посох с набалдашником в виде лошадиной головы. Шаман входит в онгоны, удерживая один посох. Данная ступень продолжается три года.
-------------------------
7. Тэнгэриин оргойто боо* («шаман в небесном облачении») – посвящение на этой ступени сопровождается вторым окроплением аршааном, священной водой, которую доводят до кипения, бросая в нее раскаленный камень с озера Байкал. Затем шамана окропляют водкой, и он совершает молебствие Уха Лосон-хану, хозяину вод. Потом ему вручают металлический шаманский венец и еще три бубна. Шаман такой ступени посвящения может свободно общаться со всеми духами земли и неба. Данная ступень длится три года.
* Другое название Майхабшитай боо, получивший железный венец с оленьими рогами, шкуры пяти зверей «табан хушуутаан», шаманский плащ с железной накидкой, отчего его еще называли «оргойто боо»; делает все необходимые обряды и имеет право брызгать из жертвенной чаши пером орла, а также посвящать в шаманы начинающих шаманов.
-------------------------
8. Тэнгэриин оргойто бухэли боо* («полный шаман с облачением») – шаман восьмой ступени владеет знанием всех традиций и шаманских навыков. Он способен управлять ветром, дождем и бурей, свободно путешествовать по всем трем мирам; он целиком овладел искусством созерцания и исступленного сосредоточения. Принадлежности: деревянный посох с набалдашником в виде головы лошади и украшенный звенящими круглыми клиньями и многоцветными полосками; шапка, украшенная знаками солнца и огня. Данная ступень занимает один год.
* Другое название Дуурэн боо – «имеющий все», иначе говоря, несколько бубнов, шаманских тростей посохов, всю необходимую утварь, используемую во всех ритуальных обрядах, глубоко знающий всю шаманскую мифологию и «науку», то есть все сложные обряды и практику шаманской медитации в тайге, в горах, делает все молебствия, может вызвать дождь, ветер и т.д.
-------------------------
9. Тэнгэриин табилгатай зарин боо* («великий шаман с волеизъявления небес») – такой шаман полностью овладел всеми шаманскими и колдовскими силами. Он может управлять погодой, перемещаться в любое место, слившись с духом онгона, и общаться с любым существом в физическом или духовном облике повсюду во вселенной. Достигнув этой ступени, шаман получает три больших бубна, на которые натянуты воловья, оленья и козья шкуры. Принадлежности: шапка, украшенная изображениями солнца и луны.
* Еще его называли Тэнгери Дуудашан, что означало «призывающий небожителей-богов», поскольку он был способен парить в воздухе (в состоянии «онго») выше верхушек деревьев, проявляя тем самым свою чистоту – необремененность земными прегрешениями.
На что я обратил внимание в тексте,так это ритуал жервоприношения,допус к более назовем так "продвинутым" животным по степени "собственного" взросления и новыое взаимодействие..